Модуль «Основы военной подготовки»
Беспилотные летательные аппараты и другие беспилотные боевые системы.
ОБЗР. 10 класс
Беспилотные летательные аппараты в последнее время играют все более важную роль в военных конфликтах. Именно военной отрасли дроны обязаны своим происхождением. Первые предпосылки к автономным летательным аппаратам появились ещё в 19 веке. В современной милитарной промышленности используются высокотехнологические модели БПЛА, которые постоянно усовершенствуются.
БПЛА быстро становятся незаменимым инструментом в современных вооруженных силах. Их возможности в разведке, наблюдении и нанесении ударов делают их эффективным средством ведения боевых действий.


Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) – это летательный аппарат, не имеющий на борту пилота (экипажа), использующий силу тяги двигателей и аэродинамические силы для полётов в атмосфере.





Беспилотный летательный аппарат (БПЛА или БЛА) — воздушное судно, управляемое пилотом на расстоянии (без физического присутствия на борту), а также осуществляющие полеты по заданному маршруту и возможными вариантами автоматической коррекции полета.
В разговорной форме часто используются синонимы — дрон, беспилотник.

Определение БВС (беспилотное воздушное судно) регламентировано 32 ст. Воздушного кодекса Российской Федерации.



Активные работы над дистанционно управляемой авиацией начали вести страны-участницы первой мировой войны. Эксперименты шли с переменным успехом: первый опыт полёта закончился неудачно. Тем не менее к 1920 году в Германии были разработаны планёры, дистанционно управляемые проводами. Аппараты выдерживали нагрузку до 1000 кг.
Разработки продолжались в межвоенный период и в течение второй мировой войны, но существенного прорыва в технологиях достигнуто не было. После 1945 года США сконцентрировались на создании дистанционно управляемых ракет и авиабомб, вернувшись к идее дронов лишь в 60-ые годы.
Ведение Холодной волны стимулировало США на выпуск беспилотников-разведчиков, массовое производство которых началось в 1962 году. В конце 60-х годов был создан первый беспилотный вертолёт. Дроны активно использовались в период войны во Вьетнаме, где окончательно доказали свою эффективность.
Главным прорывом в производстве и использовании БПЛА стало развитие спутниковой системы навигации (GPS). С девяностых годов беспилотники активно применяются для разведки, наблюдения и целеуказания. Дроны нашли своё применение в войне в Персидском Заливе, в урегулировании конфликтов в Югославии, Ираке и Афганистане миротворцами ООН.
В настоящее время беспилотники зарекомендовали себя как эффективное военное средство многопланового использования:
  • разведка;
  • мониторинг ситуации;
  • активные военные действия.
Боевые дроны выполняют продолжительные полёты, устойчивы к внешним воздействиям, обладают относительной автономностью (способны выполнять конкретные задачи на поле боя, а также самостоятельно приземляться).


Дроны вовсе не новинка XXI века. Первые прототипы появились даже не в XX-м, а в XIX-м веке.
Если говорить о дроне как об устройстве, которое управляется удаленно, то первым идею представил Никола Тесла. Ученый не просто теоретизировал, а зарегистрировал патент, в котором говорилось о транспортном средстве, управляемом при помощи радиоволн. Тесла разработал концепцию боевых дронов, которые, как он считал, смогут усмирить воинственный дух наций и прекратить войны благодаря угрозе применения «безошибочной и неограниченной разрушительной силы».
Демонстрацию первого в мире радиоуправляемого дрона он провел в 1898 году, в пруду Мэдисон-сквер-гарден. Большинство идей, предложенных Тесла, получили дальнейшее развитие и привели к появлению дронов в их современном обличии.

По мнению Тесла так, мог выглядеть боевой беспилотный корабль.

Но зато есть фотография автоматического аэроплана.


Одним из первых прототипов именно летательного характера стал «Автоматический аэроплан Хьюитта-Сперри», созданный в 1917 году. Правда, он не имел радиоуправления, для полета по заданному курсу его создатели настраивали гироскопы (на борту их было два). И о том, как все это работало, информации практически не сохранилось.



Ещё во время Первой мировой войны американец Чарльз Кеттеринг построил беспилотный самолет "Кеттеринг Баг" (Kettering Bug), который при мощности двигателя в 40 л. с. и весе в 240 кг мог летать со скоростью 80 км /ч для дальности полета 120 километров.

Первый в мире беспилотник "Кеттеринг жук" - потому что он жужжал в небе, как большой жук

БПЛА Ту-123 “Ястреб”
В прошлом веке развивались в основном беспилотники-разведчики. Среди прочих моделей стоит отметить самолет-разведчик Ryan Model 147E, разработанный в США и применявшийся во Вьетнаме, советские дроны Ту-123, Ту-141 и Ту-143.
В 70-е и 80-е годы Советский Союз был лидером области беспилотной авиации. Одних только БПЛА Ту-123 “Ястреб” было выпущено почти 950 единиц, а для того времени эта цифра внушительная.
Все это - крупногабаритные летательные аппараты, размеры которых примерно такие же, как и у самолетов с сопоставимой функциональностью.
Беспилотники имеют различия в конструкции, назначении, классификации, полезной нагрузке, типу взлета, техническим характеристикам.
Наиболее распространенными являются летательные аппараты.
Разберем подробнее каждый из пунктов.


Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)
Беспилотные летательные аппараты отличаются по назначению, но составные части у них схожи:

  • Корпус (фюзеляж);
  • Источник энергии (аккумулятор, солнечные батареи, топливные элементы);
  • Двигательная установка (на основе различных типов двигателей: электрический, внутреннего сгорания, воздушно-реактивный);
  • Навигационная система (датчики: гироскоп, акселерометр, альтиметр, ГЛОНАСС/GPS);
  • Система управления (контроллер, бортовой компьютер, автопилот);
  • Система связи (радиоприемник, ретранслятор, радиопередатчик);
  • Съемочная аппаратура (камера, тепловизор);
  • Ряд других приборов, боеприпасов подбираемых под конкретный БПЛА и его задачи.
Классификация основных типов БПЛА на сегодня
  1. Аэростатические БПЛА
  2. Реактивные БПЛА
  3. БПЛА самолетного типа (с фиксированным крылом)
  4. БПЛА вертолетного типа (однороторные)
  5. Мультикоптерные (мультироторные) БПЛА
  6. Гибридные БПЛА (конвертопланы)
АЭРОСТАТИЧЕСКИЕ БПЛА
Аэростаты имеют оболочку, заполненную газом или нагретым воздухом, для создания подъёмной силы (силы Архимеда). Используются для долгосрочного наблюдения, связи, метеорологии и других задач. В военной сфере применяются, в основном, для установки на них ретрансляторов, реже – аппаратуры наблюдения и разведки.
Преимущества:
  • Продолжительность полета на протяжении нескольких дней или недель;
  • Большая грузоподъемность
Недостатки:
  • Ограниченная маневренность и скорость;
  • Большая зависимость от погодных условий;
  • Большие размеры и масса.
Привязной аэростат нового поколения АКВ-05, предназначенные для охраны важных объектов.
АКВ-05 является оптико-электронной системой видеонаблюдения со встроенным тепловизором, позволяющей вести эффективную разведку (при нормальных метеоусловиях) в радиусе 10 км.


РЕАКТИВНЫЕ БПЛА
Реактивные БПЛА (управляемые ракеты) передвигаются в пространстве за счёт действия реактивной тяги двигателей автономно или под внешним управлением. Используются, в основном, как средства поражения наземных и воздушных целей.
Преимущества:
  • Большая скорость, дальность и высота полета
  • Независимость от погодных условий
Недостатки:
  • Большие габариты и вес
  • Высокая стоимость и сложность обслуживания
  • Сложность управления
Российский дрон-камикадзе «Герань-3» с турбореактивным двигателем. Крейсерская скорость дрона достигает 550-600 км/ч, а при пикировании на цель аппарат разгоняется до 700 км/ч.
«Герань-3» обладает мощностью, сопоставимой с крылатой ракетой. Это позволяет ему поражать укрепленные объекты — бункеры, командные пункты.
Вес дрона до 380 кг, а вес боевой части до 300 кг.


БПЛА САМОЛЕТНОГО ТИПА
БПЛА с фиксированным крылом способны летать благодаря подъёмной силе, создаваемой аэродинамической формой крыла при движении вперёд с определённой скоростью, развитие которой достигается различными способами.
Применяются для разведки, наблюдения, нанесения ударов по наземным и воздушным целям.
Преимущества:
  • Большая высота и продолжительность полета;
  • Простота в обслуживании и ремонте;
  • Дешевизна.
Недостатки:
  • Часто требования к стартовой площадке;
  • Сложность управления и посадки;
  • Зависимость от погодных условий.
БПЛА "Иноходец" (Орион-3), российский средневысотный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) военного назначения большой продолжительности полёта. Предназначен для осуществления оптико-электронной, радиолокационной, радиотехнической разведки, патрулирования и нанесения ракетно-бомбовых ударов. Масса 1200 кг. Время в беспосадочном полёте без дозаправки до 24 часов. Управление полётом автоматическое. Максимальная высота полёта – 7500 м. Радиус применения до 300 км. Максимальная полезная нагрузка 200 кг. Крейсерская скорость полёта – 200 км/ч.


БПЛА ВЕРТОЛЕТНОГО ТИПА
Однороторные БПЛА, подъемная сила и тяга для поступательного движения создается с помощью двух несущих винтов или пары несущего и рулевого.
Из-за дороговизны и сложности в управлении используются только в качестве малогабаритных средств ближней разведки.
Преимущества:
  • Вертикальный взлет и посадка:
  • Высокая маневренность и малые габариты;
  • Возможность зависнуть на месте.
Недостатки:
  • Дороговизна;
  • Сложность обслуживания и ремонта;
  • Малая продолжительность полета;
  • Зависимость от погодных условий.
БПЛА "Грач" впервые показали на международном военно-техническом форуме "Армия-2018". Тогда его признали одним из девяти наиболее перспективных инновационных проектов, представленных на мероприятии. Основными преимуществами этого БПЛА называли значительную полезную нагрузку (50 кг) при собственном малом весе и габаритах, максимальную дальность полета 300 км на высоте до 3,5 км. Кроме того, отмечалось, что беспилотник может находиться в воздухе без дозаправки до 6 часов и развивать скорость до 160 км/ч.


МУЛЬТИРОТОРНЫЕ БПЛА
К мультикоптерным относятся БПЛА, имеющие независимые 2 и более несущих винта. Реактивные моменты уравновешиваются за счет вращения винтов попарно в разные стороны. Используются для разведки, корректировки, ретрансляции и нанесения ударов по наземным целям.
Преимущества:
  • Вертикальный взлет и посадка, зависание;
  • Высокая маневренность и малые габариты;
  • Простота в обслуживании и ремонте.
Недостатки:
  • Малая продолжительность полета;
  • Зависимость от погодных условий;
  • Сложность управления для FPV;
  • Высокий уровень шума.
БПЛА "Пиранья-13" может использоваться для дистанционного минирования местности, неся на борту до двух мин, а также для снабжения передовых частей необходимыми припасами.
Основные характеристики "Пираньи-13":
Грузоподъемность: до 15 кг
Радиус действия: около 10 км


ГИБРИДНЫЕ БПЛА
Гибридный БПЛА – летательный аппарат с поворотными (или фиксированными) винтами, которые при взлете и посадке работают как подъемные, а при горизонтальном полете как тянущие, в полете подъемная сила обеспечивается фиксированным крылом.
Сочетают преимущества БПЛА самолётного и мультироторного типа, что дает гибкость при выполнении различных задач.
Преимущества:
  • Вертикальный взлет и посадка, зависание;
  • Высокая скорость и маневренность;
  • Большие, чем у мультироторов, время полета и полезная нагрузка.
Недостатки:
  • Сложность обслуживания и ремонта;
  • Зависимость от погодных условий;
  • Дороговизна, сложность управления.
БПЛА "Аякс (Ajax) V300" представляет собой инновационную разработку в области VTOL-дронов. Данный аппарат отличается рекордным временем полета среди электрических БПЛА типа VTOL, что делает его особенно эффективным для выполнения широкого спектра задач.
Основные характеристики "Ajax V300":
Продолжительность полета: 4-5 часов с полезной нагрузкой
- Максимальная взлетная масса: 16 кг
- Полезная нагрузка: до 2 кг
- Дальность полета: до 320 км

Барражирующие боеприпасы
Беспилотные летательные аппараты отличаются по назначению и чаще всего применяются для выполнения разных задач в зависимости от имеющейся "начинки". Имеются и узкопрофильные БПЛА, предназначенные для одной цели, например, как БПЛА-камикадзе. Дрон-камикадзе - беспилотник, который не возвращается обратно, а взрывается при попадании в цель. Его задача — поражать важные объекты противника, снижая риски для живой силы и техники. Такие дроны получили большую популярность в последние годы благодаря своей точности и эффективности на поле боя.
БПЛА типа "Ланцет" выпускается в двух основных модификациях с разными параметрами. Каждая версия предназначена для решения определенных боевых задач.
Ланцет-3
  • Взлетная масса: 12 кг;
  • Масса боевой части: 3 кг;
  • Дальность полета: 40−70 км;
  • Время полета: 40 минут;
  • Крейсерская скорость: 80−110 км/ч;
  • Максимальная скорость: 300 км/ч.
Производитель постоянно совершенствует характеристики. Новые субмодификации получают увеличенную дальность и улучшенные возможности.


В настоящее время для более высокой эффективности создаются многоцелевые объединения нескольких дронов разного назначения. Комплекс из БПЛА разведчиков и камикадзе, которые смогут действовать в составе роя.
Комплекс «КУБ-СМ» (СМ — сверхманевренный).
БПЛА представлены двумя типами аппаратов: ударный-камикадзе УБ; разведчик-ретранслятор БЛА-Р.
Действуют аппараты в составе роя до 16 единиц, в который будут входить 14 беспилотников-камикадзе и два разведчика. Причем, как и следует из названия самого аппарата, БЛА-Р выступает не только в качестве разведчика для обнаружения цели и объективного контроля ее поражения, но и как летающий ретранслятор сигнала от ударных аппаратов к посту управления. 

Дрон- камикадзе «КУБ-2-Э»
«Куб-2-Э» может применяться в составе роя и как одиночная единица.
Технические характеристики:
  • Вес: около 5-7 кг (зависит от модификации)
  • Дальность полёта: до 10 км
  • Скорость: около 80-100 км/ч
  • Взрывчатка: боеголовка средней мощности, оптимизированная для поражения техники и укреплённых позиций
  • Навигация: гибридный режим — GPS+инфракрасные сенсоры для точного попадания в цель
  • Управление: дистанционное либо полуавтономное, с возможностью коррекции на подлёте.

Плюсы:
- Компактность и лёгкость для быстрого развертывания.
- Высокая точность благодаря продвинутым навигационным системам.
- Уменьшение риска для операторов и тех, кто управляет боевой техникой.
- Универсальность — охватывает разные типы целей — от техники до укреплений.

Минусы:
- Одноразовое использование — затраты на каждый удар могут быть высоки.
- Зависимость от сигналов GPS, что в условиях активного глушения может снижать эффективность.
- Ограниченная дальность и время полёта, сопоставимое с размером и батареей.
Безэкипажные катера (БЭК)
Безэкипажные катера сейчас только набирают популярность.
Чаще используют морские катера-камикадзе, но и разведчики весьма перспективны. Они достаточно небольшие, поэтому создать и выпустить в больших количествах не сложно, и в случае потери не жалко. Понятно, что разработка не самая дешевая, но главное — не будет потери человеческого экипажа.

 «Визир» и «Визир-2М» - тяжелый многофункциональный возвращаемый безэкипажный катер (БЭК).
Характеристики:
  • Длина: 7 м
  • Ширина: 2,5 м
  • Максимальная скорость: 45 км/ч (базовая версия), до 80 км/ч (с ДВС)
  • Дальность действия: 270 морских миль (~500 км)
  • Полезная нагрузка: до 150 кг (платформа), до 500 кг (в ударном варианте)
Двигатель: электрический (с увеличенной дальностью) или ДВС (для высокой скорости).
Управление: многоканальная система с ИИ, дистанционное управление до 500 км.
Особенности: гиростабилизированная платформа для работы при волнении, радиоэкранированный корпус.
Вооружение: ракеты малой мощности (до 8 единиц), пулемёты, сети для перехвата дронов.
Применение: Разведка, доставка грузов, боевые операции (включая удары управляемым оружием).

Наземного робототехнического комплекса
История сухопутных беспилотных платформ
Ещё в 1929—1930 годах Советский Союз провел испытания доработанного лёгкого французского танка «Рено-ФТ», на который была установлена аппаратура телеуправления. После испытаний было принято решение о целесообразности продолжения разработки темы телеуправления по радиоканалу. Но широкую известность подобные машины получили вновь уже после 2000 года.
Принципиально все платформы зависимы как и БПЛА от оператора, и практически не обладают каким либо мышлением. И не обладают алгоритмами самостоятельности в отличие от ряда БПЛА тяжёлого класса (потеря управления означает гибель машины). В 2007 начата разработка робота с обрывочными элементами самостоятельности для нужд пограничной службы.
В условиях СВО применяется ряд сухопутных управляемых платформ по доставке грузов и эвакуации раненых.
Россия /СССР различные комплексы ПВО в плане ведения боевых действий являются полностью автоматизированными и самостоятельными. Человек только подтверждает команду на обстрел цели. В отличие от аналогов за рубежом.
Наземный робототехнический комплекс (НРТК) «Курьер 2.0» - многоцелевая дистанционно-управляемая гусеничная платформа.
«Курьер» в последнее время стал самой массовой робототехнической платформой, которая применятся в боевых действиях на Украине, находясь на вооружении российской армии и имея множество модификаций от минера до пулемётной системы, ПТРК или малогабаритно термобарической РСЗО.
Беспилотные аппараты стали ключевым элементом современной войны и гражданской инфраструктуры. Россия, несмотря на поздний старт в этой сфере, активно развивает собственные технологии, создавая дроны различного назначения — от тактических разведчиков до стратегических ударных комплексов.
Источники:
  1. ООО «Альбатрос» - беспилотные летательные комплексы в России // Применение БПЛА в условиях боевых действий - URL: https://www.alb.aero/about/articles/primenenie-bpla-v-usloviyakh-boevykh-deystviy/?ysclid=mhltf7dpkb413548065 (дата обращения: 19.10.2024);
  2. Педагог-организатор. РФ // беспилотные-летательные-аппараты - URL: https://педагог-организатор.рф/2024/09/01/беспилотные-летательные-аппараты-бп/ (дата обращения: 05.11.2025);
  3. ОБЗР (Основы безопасности и защиты Родины) // 11 класс ГБОУ "Школа №103 г.о. Донецк" - URL: https://vk.com/wall-193586948_9001?ysclid=mhlt6sbybm953375866 (дата обращения: 19.11.2024);
  4. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА): классификация, типы, сферы применения - URL: https://3mx.ru/articles/bpla-konstruktsiya-tipy-sfery-primeneniya?ysclid=mixg63j2u876156592 (дата обращения: 08.12.2025);
  5. Беспилотные летательные аппараты: основы конструкции и управления: учебное пособие для 8 класса общеобразовательных организаций / Д.А Ханжин. - Москва: Русское слово - учебник, 2025. ISBN 978-5-533-03295-7;
  6. Яндекс Картинки: поиск изображений в интернете, поиск по изображению. - URL: https://yandex.ru/images/ (дата обращения: 12.10.2024);
  7. Фото автора сайта.
Made on
Tilda