Правила безопасного поведения в природной среде.

Модуль "Безопасность в природной среде"
Знание правил безопасного поведения в природной среде необходимы каждому из нас, ведь кто из нас не любит отдыхать на природе, ходить в походы или просто гулять в лесу? Природа прекрасна и удивительна, но она может быть и опасной для неподготовленного человека.
К основным формам отдыха в природной среде относятся хорошо всем известные: пикники, походы, сплавы, восхождения.
Отдых на природе предлагает разнообразие активностей, каждая из которых имеет свои особенности и привлекательность.
«Встреча с дикой природой — это не только опасность, но и возможность понять её красоту и законы»
Е.С. Ковалева (род. 1970)
биолог и преподаватель
Природа прекрасна и удивительна, но она может быть и опасной для неподготовленного человека.
Как сделать наш отдых в походе и на пикниках не только приятным, но и безопасны? Рассмотрим различные аспекты безопасности при отдыхе в местах характерных для нашего региона и аналогичных территорий: от правил поведения в лесу, на водоемах до навыков ориентирования на местности и использования современных средств навигации.
Как подготовиться к походу, как вести себя в экстремальных ситуациях, и какие опасности могут подстерегать нас в естественной среде нашего региона.
В первую очередь необходимо учитывать опасные природные явления, которые могут привести к опасной или чрезвычайной ситуации.
Природные чрезвычайные ситуации (ЧС) – это природные явления или процессы, которые могут привести к значительным негативным последствиям для жизни и здоровья людей, разрушению или повреждению объектов, а также к деградации естественной среды. К таким ситуациям в нашем регионе относятся ураганы, наводнения, лесные пожары, массовая поражение и гибель животных и другие явления, которые происходят в результате геологических, биологических и других процессов.

Характеристика каждого вида ЧС и их потенциальные опасности

Отдых на природе связан с множеством потенциальных опасностей, которые необходимо учитывать для обеспечения личной защищённости.


Геологические.
Характеризуются вибрацией земной поверхности и её смещением. Риски включают разрушение зданий и инфраструктуры, возникновение обвалов, оползней, провалов и просадок грунта.
Возможные угрозы: разрушение строений, нарушение транспортных связей, смещение масс грунта. Последствия: разрушение зданий, дорог, коммуникаций.


Метеорологические.
Ураганы, сильные ветры и осадки. Риски: разрушение строений, наводнения, обрывы линий электропередач. Смерчи: воронкообразные вихри. Угрозы: разрушение всего на пути движения, травмы и гибель людей. Сильные морозы и аномальная жара: экстремальные температуры. Опасности: обморожения, тепловые удары, увеличение смертности.




Гидрологические.
Наводнения и паводки: повышение уровня воды в водоемах. Опасности: затопление территорий, разрушение строений, гибель людей и животных.




Природные пожары.
Лесные пожары: горение лесных массивов. Опасности: уничтожение лесов, домов, гибель флоры и фауны, угроза жизни жителей.


Биологические.
Эпидемии и пандемии: массовое распространение заболеваний. Риски: высокий уровень смертности, перегрузка системы здравоохранения, экономические убытки. Массовое размножение вредителей: саранча, жуки-короеды и др. Угрозы: уничтожение урожая, экономические потери, голод.
Отдых на природе требует тщательной подготовки и осведомленности о потенциальных рисках. Соблюдение правил безопасности и использование правильного снаряжения помогут избежать неприятностей и сделать времяпрепровождение безопасным и приятным.

Опасности, связанные с дикими животными

Характеристика опасных диких животных, обитающих в России

Россия обладает огромными территориями с разнообразными экосистемами, в которых обитают различные виды диких животных. Некоторые из них представляют потенциальную опасность для человека.

Медведь.
Бурый медведь распространен в Сибири, на Дальнем Востоке, в Карелии и на Урале. Этот крупный хищник может достигать веса до 600 кг и обладать огромной силой. Медведи могут нападать на человека, особенно если почувствуют угрозу своим детенышам или если человек неожиданно встретится с медведем на его территории.

Волк.
Волки обитают практически на всей территории России, за исключением крайнего севера. Они охотятся стаями и могут быть опасны, особенно в голодное время года. Волки могут нападать на домашний скот и иногда на людей, особенно если человек находится на окраинах лесов в одиночку.


Кабан
Кабаны обитают в лесах европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Это массивные животные с острыми клыками, которые могут быть агрессивными, особенно если ранены или защищают своих поросят.


Рысь.
Рыси распространены в лесах Сибири, Дальнего Востока и европейской части России. Это скрытные хищники, которые обычно избегают людей, но могут быть опасны, если чувствуют угрозу.


Лось.
Хотя лоси в основном питаются растениями, их размеры и сила делают их опасными. Лоси могут весить до 700 кг, и самцы особенно агрессивны в период гона. Встреча с лосем может быть опасной, особенно если животное чувствует угрозу.

Практическое задание: моделирование ситуации встречи с диким животным

Для закрепления знаний и навыков учащимся предлагается провести практическое занятие: Разделить класс на группы и предложить каждой группе смоделировать ситуацию встречи с одним из опасных диких животных.

Каждая группа должна представить свою модель встречи, продемонстрировать поведение зверя и правильные действия человека в данной ситуации.

Учитель оценивает представления групп, указывает на ошибки и дает рекомендации по правильному поведению. В конце обсудить общие правила поведения при встрече с дикими животными и ответить на вопросы учащихся.

Опасности, связанные со змеями

Виды ядовитых змей, обитающих в России

На территории России обитает несколько видов ядовитых рептилий, которые представляют опасность для человека. Среди них наиболее распространены.


Гадюка обыкновенная.
Этот вид встречается в Европейской части России, Сибири и на Дальнем Востоке. Она предпочитает лесные, болотистые и луговые места обитания. Гадюка обыкновенная достигает длины до 75 см и имеет характерный зигзагообразный узор на спине. Ее укус может быть опасен, особенно для детей, пожилых людей и людей с ослабленным здоровьем.

Щитомордник.
Обитает в южных районах России, в том числе на Кавказе и в Приморском крае. Этот вид предпочитает каменистые склоны, лесные опушки и кустарники. Щитомордник имеет мощный яд и достигает длины до 80 см. Его укус вызывает сильную боль, отек и может привести к серьезным последствиям без своевременной медицинской помощи.


Степная гадюка.
Распространена в степных и полустепных зонах Южной Сибири и Казахстана. Этот вид гадюки имеет менее выраженный рисунок на спине, но также опасен своим ядом.

Признаки, по которым можно отличить ядовитую змею от неядовитой

Отличить ядовитых представителей рептилий от неядовитых можно по нескольким характерным признакам:

  • Форма головы: У ядовитых видов голова часто имеет треугольную или овальную форму, в то время как у неядовитых она более округлая. Это связано с наличием ядовитых желез, расположенных за глазами.
  • Зрачки: У ядовитых пресмыкающихся зрачки вертикальные (щелевидные), тогда как у неядовитых – круглые. Однако этот признак не всегда может быть очевиден, особенно в условиях плохого освещения.
  • Чешуйки: У ядовитых видов чешуйки на хвосте могут быть однообразными, без выраженной структуры, тогда как у неядовитых часто имеют четко выраженный рисунок или разделение.
  • Поведение: Ядовитые рептилии часто проявляют агрессию при угрозе, издавая характерные звуки (шипение, трение чешуек) или принимая угрожающую позу, тогда как неядовитые предпочитают быстрее убежать.

Правила поведения при встрече с рептилией

Чтобы избежать опасности при встрече с этими рептилиями, необходимо соблюдать следующие правила поведения.

  • Остаться спокойным: Не паниковать и не делать резких движений. Большинство из них предпочитают избегать контакта с человеком и не нападут первыми, если не будут спровоцированы.
  • Отступить медленно: Постепенно отступать назад, не поворачиваясь спиной. Это поможет избежать провокации на нападение.
  • Не приближаться: Не пытаться взять в руки или толкать её палкой. Это может вызвать агрессию и провоцировать укус. Избегать зарослей и камней: В местах возможного обитания рептилий следует избегать высокой травы, густых кустарников и каменистых участков, где они могут прятаться.
  • Смотреть под ноги: Во время прогулок по лесу или степи внимательно смотреть под ноги, чтобы случайно не наступить на змею.

Первая помощь при укусе змеи

Укус токсичной рептилии требует немедленного оказания первой помощи, чтобы минимизировать последствия от воздействия яда.

  • Успокоить пострадавшего: Важно сохранить спокойствие, так как паника и физическая активность могут ускорить распространение яда по организму.
  • Иммобилизировать конечность: Зафиксировать укушенную конечность в неподвижном состоянии, приподнять ее выше уровня сердца, чтобы замедлить распространение яда.
  • Не высасывать яд: Категорически не рекомендуется пытаться высасывать яд из раны, делать надрезы или прижигать место раны. Это может привести к дополнительным травмам и инфекциям.
  • Наложить стерильную повязку: Прикрыть рану чистой стерильной повязкой, чтобы предотвратить загрязнение. Дать много питья: Пострадавшему следует пить много жидкости (вода или чай), чтобы ускорить выведение яда из организма.
  • Обратиться за медицинской помощью: Как можно быстрее доставить пострадавшего в медицинское учреждение для введения антидота и оказания квалифицированной помощи.

Практическое задание: отработка навыков оказания первой помощи при укусе змеи

Для закрепления теоретических знаний учащимся предлагается провести практическое занятие:

  • Разделить класс на группы: Каждая группа получает задание смоделировать ситуацию укуса токсичной рептилией и отработать навыки оказания первой помощи.
  • Постановка задач: В каждой группе выбирается пострадавший и участники, оказывающие поддержку. Пострадавшему наносятся «укусы» с помощью маркера или других средств, имитирующих рану.
  • Практическая отработка: Группы демонстрируют правильное поведение при встрече со змеей, иммобилизацию конечности, наложение повязки и другие действия. Обсуждение и анализ: После выполнения задания учитель оценивает действия групп, указывает на возможные ошибки и дает рекомендации по улучшению навыков.
  • Вопросы и ответы: В конце занятия проводится обсуждение, где ученики могут задать вопросы и получить дополнительные разъяснения по оказанию первой помощи при укусе змеи.

Опасности, связанные с насекомыми и паукообразными

Опасные насекомые и паукообразные России

На территории России обитает множество насекомых и паукообразных, укусы которых могут представлять серьёзную опасность для здоровья человека. К наиболее опасным из них относятся.



Клещи.
Одним из самых опасных видов являются иксодовые клещи, которые являются переносчиками таких серьёзных заболеваний, как клещевой энцефалит и боррелиоз (болезнь Лайма). Эти клещи обитают в лесах, парках, на дачных участках и активны с весны до поздней осени.


Осы и шершни.
Ужаливание этих насекомых могут вызывать сильную боль, отёк и аллергические реакции, вплоть до анафилактического шока. Шершни особенно агрессивны и их уколы могут быть крайне болезненными и опасными.


Скорпионы.
В России обитает несколько видов скорпионов, наиболее опасным из которых является палестинский жёлтый скорпион, обитающий в южных регионах. Его рана вызывает сильную боль, отёк и может привести к серьёзным последствиям, особенно для детей и пожилых людей.


Пауки.
Среди паукообразных наиболее опасны каракурты (чёрные вдовы), укусы которых могут вызвать сильную боль, судороги и в некоторых случаях даже привести к летальному исходу. Также опасны тарантулы, ужаливания которых вызывают сильную боль и отёк.

Меры предосторожности

Для того чтобы избежать проблем от насекомых и паукообразных, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности.

  • Использование защитной одежды: При нахождении в местах, где возможны встречи с опасными насекомыми или клещами (лес, поле, парк), рекомендуется надевать закрытую одежду светлых тонов. Рукава и брюки должны быть с манжетами, которые плотно прилегают к телу.
  • Применение репеллентов: Использование специальных средств, отпугивающих насекомых, является эффективным способом профилактики. Репелленты можно наносить на кожу и одежду.
  • Осмотр тела и одежды: После прогулок на природе необходимо тщательно осмотреть тело и одежду на наличие клещей. Особое внимание следует уделять волосам, подмышкам, паховым областям и другим труднодоступным местам.
  • Соблюдение осторожности в местах скопления насекомых: Необходимо избегать мест скопления ос и шершней, не приближаться к их гнёздам. При случайной встрече с этими насекомыми не следует делать резких движений, чтобы не провоцировать агрессию.
  • Использование москитных сеток: В летний период рекомендуется использовать сетки на окнах и дверях для предотвращения проникновения насекомых в жилые помещения.

Симптомы укусов различных насекомых и паукообразных

Раны различных насекомых и паукообразных могут вызывать различные симптомы, от лёгкого дискомфорта до серьёзных аллергических реакций.

  • Укус клеща: В месте раны появляется покраснение и зуд, возможен отёк. Если клещ является переносчиком инфекции, могут развиться симптомы заболевания: повышение температуры, головная боль, слабость, мышечные и суставные боли.
  • Ужаливание осы или шершня: Место быстро краснеет и опухает, появляется сильная боль и зуд. В случае аллергической реакции возможны крапивница, отёк Квинке, затруднённое дыхание и анафилактический шок.
  • Ужаливание скорпиона: В месте появляется сильная боль, отёк, покраснение и зуд. Возможны общие симптомы: тошнота, рвота, головная боль, повышение температуры, слабость.
  • Укус паука (каракурта, тарантула): В месте появляется сильная боль, покраснение и отёк. Могут возникнуть судороги, затруднённое дыхание, повышение температуры, слабость и головокружение.

Первая помощь

Своевременно оказанная первая помощь может значительно уменьшить последствия укусов насекомых и паукообразных.

  • При укусе клеща: Клеща необходимо как можно быстрее удалить. Для этого используется пинцет или специальное устройство для удаления клещей. Захватив клеща как можно ближе к коже, его осторожно вытягивают, избегая сдавливания тела клеща, чтобы не раздавить его и не занести инфекцию. После удаления клеща, ранку следует продезинфицировать и обратиться к врачу для наблюдения и, при необходимости, проведения профилактического лечения.
  • При укусе осы или шершня: Рану следует промыть водой с мылом и приложить холодный компресс для уменьшения боли и отёка. При сильной аллергической реакции необходимо принять антигистаминный препарат и обратиться за медицинской помощью.
  • При укусе скорпиона: Место необходимо промыть водой с мылом и приложить холодный компресс. Пострадавшему следует обеспечить покой и обильное питьё. Обязательно обратиться за медицинской помощью, особенно если появляются общие симптомы.
  • При укусе паука: Укушенное место промывают водой с мылом, прикладывают холодный компресс и обеспечивают пострадавшему покой. Необходимо срочно обратиться за медицинской помощью, так как укусы некоторых пауков могут вызывать серьёзные последствия и требуют введения антидота.

Практическое задание: изучение средств защиты от насекомых

Для закрепления теоретических знаний и практических навыков учащимся предлагается провести практическое занятие:

1. Разделить класс на группы: Каждая группа получает задание исследовать различные средства защиты от нападения насекомых и паукообразных.

2. Исследование репеллентов: Учащиеся изучают различные виды репеллентов, их состав, способ применения и эффективность. Каждая группа составляет отчет и представляет свои выводы.

3. Использование защитной одежды: Учащиеся демонстрируют правильный выбор и ношение защитной одежды при походах на природу. Обсуждаются особенности одежды и её правильное использование.

4. Моделирование ситуаций: Группы моделируют различные ситуации, связанные с укусами насекомых, и показывают правильные действия по оказанию первой помощи.

5. Обсуждение и анализ: После выполнения задания учитель оценивает работу групп, указывает на возможные ошибки и даёт рекомендации по улучшению навыков защиты от насекомых и паукообразных.

6. Вопросы и ответы: В конце занятия проводится обсуждение, где ученики могут задать вопросы и получить дополнительные разъяснения по защите от укусов и оказанию первой помощи.

Ядовитые грибы

Характеристика наиболее распространенных ядовитых грибов

На территории России произрастает множество видов грибов, среди которых есть и опасные для здоровья и жизни человека. К наиболее известным и часто встречающимся относятся:



Бледная поганка.
Она выглядит довольно неприметно, что делает её особенно опасной. Бледная поганка имеет зеленовато-белую шляпку и белую ножку с кольцом и вольвой. Токсичные вещества, содержащиеся в ней, поражают печень и почки, приводя к тяжёлым отравлениям, которые нередко заканчиваются летальным исходом.


Мухомор.
Отличается ярко-красной или оранжевой шляпкой с белыми пятнами. Мухоморы содержат такие яды, как мусцимол и иботеновая кислота, которые воздействуют на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации, судороги и в тяжёлых случаях — коматозное состояние.


Ложные опята.
Внешне похожи на съедобные опята, но имеют свои отличия. Ложные опята могут иметь более яркую, жёлто-оранжевую шляпку и отсутствующее или различающееся кольцо на ножке. Употребление ложных опят может привести к сильным отравлениям с симптомами тошноты, рвоты, диареи и общей слабости.

Ядовитые растения

На территории России растёт множество ядовитой флоры, которая может представлять серьёзную опасность для здоровья человека.


Борщевик.
Особенно опасен борщевик Сосновского. Его сок при контакте с кожей под воздействием солнечных лучей вызывает тяжёлые ожоги и аллергические реакции. Даже кратковременный контакт с этим растением может привести к серьёзным последствиям


Белена.
Она имеет ядовитые алкалоиды, такие как гиосциамин и скополамин, которые могут вызывать галлюцинации, судороги и паралич. Белена обыкновенная легко распознаётся по крупным, сильно рассечённым листьям и крупным цветам.


Волчье лыко.
Весь кустарник, включая кору, листья и ягоды, ядовит. Содержит токсичные вещества, вызывающие сильное раздражение слизистых оболочек, рвоту, диарею, судороги и поражение центральной нервной системы.

Правила сбора грибов и флоры

Для обеспечения безопасности при сборе необходимо соблюдать следующие правила.

  • Определение видов: Не собирайте и не употребляйте в пищу грибы и растения, в которых вы не уверены. Лучше собирать только те виды, которые вы точно знаете и можете отличить от ядовитых аналогов.
  • Избегайте молодых и старых экземпляров: Молодые растения могут быть трудны для идентификации, а старые могут накапливать токсичные вещества. Выбирайте только зрелые и здоровые экземпляры.
  • Использование справочников и приложений: Воспользуйтесь справочниками по грибам и флоре, а также специализированными мобильными приложениями, чтобы убедиться в правильности выбора.
  • Места сбора: Избегайте сбора вблизи дорог, промышленных зон и сельскохозяйственных угодий, где мицелий и растения могут накапливать вредные вещества из почвы и воздуха.
  • Соблюдение санитарных норм: Всегда мойте руки после сбора, не ешьте сырые грибы и растения. Обрабатывайте собранные экземпляры перед употреблением в пищу.

Симптомы отравления ядовитыми растениями

Симптомы отравления могут варьироваться в зависимости от типа яда и количества съеденного.

  • Отравление бледной поганкой: Первые симптомы могут проявляться через 6- 24 часа после употребления и включают тошноту, рвоту, сильную боль в животе, диарею, сопровождающуюся кровянистыми выделениями. Впоследствии может развиться печёночная и почечная недостаточность.
  • Отравление мухомором: Проявляется через 30 минут — 2 часа после употребления. Симптомы включают тошноту, рвоту, спутанность сознания, галлюцинации, судороги, повышение температуры тела.
  • Отравление ложными опятами: Симптомы возникают через 1-6 часов после употребления и включают тошноту, рвоту, боль в животе, диарею, слабость и головокружение.
  • Отравление борщевиком: Контакт с кожей вызывает сильное раздражение, покраснение, волдыри и ожоги. В тяжёлых случаях возможен анафилактический шок.
  • Отравление беленой: Проявляется сухостью во рту, расширением зрачков, тахикардией, галлюцинациями, судорогами и в тяжёлых случаях — комой.
  • Отравление волчьим лыком: Симптомы включают сильное раздражение слизистых оболочек, тошноту, рвоту, боль в животе, диарею, судороги и поражение центральной нервной системы.

Первая помощь при отравлении

Первая помощь при отравлении растениями должна быть оказана немедленно.

  • Вызов скорой помощи: При первых признаках отравления немедленно вызовите медицинскую помощь.
  • Промывание желудка: При возможности пострадавшему следует промыть желудок. Для этого можно выпить большое количество тёплой воды и вызвать рвоту.
  • Приём сорбентов: Дайте пострадавшему активированный уголь или другой сорбент для связывания и выведения токсинов из организма.
  • Питьё: Обеспечьте обильное питьё (вода, слабый чай) для предотвращения обезвоживания и ускорения выведения токсинов из организма.
  • Покой и наблюдение: Пострадавшему следует обеспечить покой до прибытия медицинской помощи. Не оставляйте его без присмотра.

Практическое задание: определение ядовитых грибов и растений по изображениям

Для закрепления знаний о ядовитых грибах и растениях учащиеся выполнят

практическое задание:

  • 1. Разделение на группы: Класс делится на группы, каждая из которых получает
  • комплект изображений различных грибов и растений.
  • 2. Анализ изображений: Группы анализируют предоставленные изображения,
  • определяют виды и выделяют среди них ядовитые. В ходе работы учащиеся
  • используют справочники и материалы урока.
  • 3. Презентация результатов: Каждая группа представляет свои результаты и
  • обосновывает свой выбор, указывая признаки, по которым они определили
  • ядовитые растения.
  • 4. Обсуждение и выводы: В конце занятия проводится обсуждение, учитель
  • проверяет правильность определений, указывает на ошибки и даёт
  • дополнительные разъяснения. Учащиеся делают выводы о важности знания и
  • соблюдения правил сбора грибов и растений для предотвращения отравлений.

Общие правила безопасного поведения в природной среде

Подготовка к походу: необходимое снаряжение и припасы

Правильная подготовка к походу является ключевым элементом обеспечения безопасности. Снаряжение и припасы, необходимые для похода, должны быть тщательно подобраны в зависимости от длительности и условий похода.


  • Одежда и обувь: Одежда должна быть многослойной, чтобы можно было легко адаптироваться к изменениям погоды. Необходимо иметь водонепроницаемую куртку и штаны, головной убор для защиты от солнца и тепла, а также перчатки. Обувь должна быть удобной, прочной и хорошо защищать ноги. Лучше всего подходят треккинговые ботинки с хорошей поддержкой голеностопа и нескользящей подошвой.
  • Рюкзак: Рюкзак должен быть удобным и достаточно вместительным, чтобы вместить всё необходимое, но не слишком тяжёлым. Стоит правильно распределить вес, чтобы избежать перегрузки спины.
  • Палатка и спальный мешок: Если поход предполагает ночёвку, необходима лёгкая и прочная палатка, подходящая для условий похода. Спальный мешок должен быть рассчитан на минимальные температуры, ожидаемые в районе похода.
  • Еда и вода: Следует взять с собой достаточное количество еды, учитывая калорийные потребности участников. Это могут быть консервированные продукты, сублимированные блюда, орехи, сухофрукты, энерго-батончики. Вода – обязательный элемент, её запас должен быть рассчитан из расчёта минимум 2 литра на человека в день. Также стоит предусмотреть способы очистки воды (фильтры, таблетки).
  • Аптечка: Аптечка первой помощи должна включать бинты, антисептики, пластыри, обезболивающие средства, противоаллергические препараты, а также личные медикаменты участников.
  • Оборудование и инструменты: Компас, карта местности, нож, фонарик с запасными батарейками, зажигалка или спички, свисток для подачи сигналов, верёвка, многофункциональный инструмент (мультитул), пластиковые мешки для мусора.

Правила ориентирования на местности

Ориентирование на местности – это важный навык, который может спасти жизнь в случае потери пути. Основные правила включают:

  • Использование компаса и карты: Умение читать карту и пользоваться компасом – основа навигации. Необходимо уметь определять своё местоположение на карте и планировать маршрут. Необходимо периодически сверяться с картой, чтобы избегать отклонений от маршрута.
  • Ориентиры в природе: Природные ориентиры, такие как реки, горы, озёра, также помогают в навигации. Знание основных направлений по солнцу и звёздам также может быть полезным.
  • Метки на пути: Стоит оставлять заметные метки на пути (например, завязывать ленточки на деревьях), чтобы в случае необходимости вернуться по своим следам.
  • Сохранение спокойствия: В случае потери ориентации — не паниковать. Остановитесь, проанализируйте ситуацию и попытайтесь определить своё местоположение на карте. Если это не удаётся, оставайтесь на месте и подавайте сигналы бедствия.

Способы подачи сигналов бедствия

При возникновении чрезвычайной ситуации нужно уметь подать сигнал бедствия, чтобы вас могли найти и спасти.

  • Сигнальные средства: Используйте сигнальные зеркала, свистки, сигнальные ракеты. Три коротких сигнала свистком или огня являются международным сигналом бедствия.
  • Огни и костры: Разведение костров в виде треугольника или линии из трёх костров также является сигналом бедствия. Костры должны быть хорошо видны с воздуха.
  • Сигнальные огни и фонари: Фонари с мигающим светом или сигнальные огни могут быть видны на большие расстояния и привлекут внимание. Мобильные устройства: Если есть возможность, используйте мобильный телефон для вызова помощи. GPS-координаты помогут спасателям быстро определить ваше местоположение.

Основы выживания в дикой природе

(поиск воды, еды, строительство укрытия)

Выживание в дикой природе зависит от умения находить воду и пищу, а также строить укрытия.

  • Поиск воды: Вода является приоритетом. Поиск водоёмов (реки, озёра, ручьи) – первый шаг. Также можно собирать дождевую воду или росу с растений с помощью ткани. Важно уметь фильтровать и кипятить воду для её обеззараживания.
  • Поиск еды: Пищу можно найти в виде съедобных растений, ягод, грибов и насекомых. Однако, знание безопасных видов и умение готовить их – ключ к предотвращению отравлений. Охота и рыбалка также могут обеспечить пищу, если есть соответствующие навыки и оборудование.
  • Строительство укрытия: Укрытие необходимо для защиты от непогоды и диких животных. Самое простое укрытие можно сделать из подручных материалов (веток, листьев). Более сложные конструкции включают каркасы из веток, покрытые листьями или мхом. Важно выбирать место для укрытия вдали от опасностей (разливы рек, обвалы) и установить его таким образом, чтобы оно защищало от ветра и осадков.

Использование современных технологий для обеспечения безопасности

(GPS-навигаторы, спутниковые телефоны)

Современные технологии значительно облегчают обеспечение безопасности в походах и экспедициях.

  • GPS-навигаторы: Эти устройства помогают определить точное местоположение и проложить маршрут даже в самых удалённых уголках. Важно иметь запасные батарейки и знать, как пользоваться устройством.
  • Спутниковые телефоны: В местах, где нет покрытия мобильных сетей, спутниковый телефон может обеспечить связь с внешним миром. Он позволяет передать сигнал бедствия и связаться со спасательными службами.
  • Мобильные приложения и карты: Существуют приложения для смартфонов, которые позволяют загружать карты и использовать их оффлайн. Некоторые из них могут также предоставлять информацию о местоположении, погоде и других важных аспектах.
  • Трекеры и маяки: Специальные устройства, передающие сигнал бедствия с координатами вашего местоположения. Они работают через спутниковую связь и могут быть активированы в случае необходимости.
Практическое задание: составление плана действий в случае потери ориентации в лесу

Для закрепления знаний учащиеся выполнят практическое задание:

1. Разделение на группы: Класс делится на группы, каждая из которых должна составить план действий на случай потери ориентации в лесу.

2. Анализ ситуации: Группы рассматривают различные сценарии потери ориентации (дневное и ночное время, разные сезоны года) и обсуждают возможные действия в каждой из ситуаций.

3. Составление плана: Учащиеся составляют подробный план, включающий действия по определению текущего местоположения, подаче сигналов бедствия, поиску воды и укрытия, а также способы оставаться на месте и ожидать помощи.

4. Презентация результатов: Каждая группа представляет свой план, обосновывая выбор действий и объясняя, почему те или иные шаги были включены в план.

5. Обсуждение и выводы: В конце занятия проводится обсуждение представленных планов, учитель проверяет правильность и полноту составленных планов, даёт дополнительные рекомендации и объясняет возможные ошибки. Учащиеся делают выводы о важности подготовки и знания правил безопасного поведения в природной среде для предотвращения несчастных случаев и обеспечения собственной безопасности.



Не забывайте применять изученные правила и советы не только для себя, но и для помощи окружающим. Ведь знания о безопасности — это забота о себе и о других.

Источники:
  1. Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей. Правила безопасного поведения в природной среде 9 класс 1 урок ОБЗР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://infourok.ru/pravila-bezopasnogo-povedeniya-v-prirodnoj-srede-9-klass-1-urok-obzr-7283001.html, свободный – (Дата обращения 08.10.2024).;
  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 9-й класс; учебник для общеобразовательных организаций/Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В.Маслов; под ред. С.Н.Егорова - Москва: Просвещение, 2021:
  3. Источник фотографии: Яндекс. Картинки.
Made on
Tilda