Техника и тактика спортивного ориентирования

Тактика спортивного ориентирования
         Спортивное ориентирование - виды спорта с большими физическими нагрузками с большим количеством технических приемов, тактических ситуаций. Тактические действия спортсменов-ориентировщиков - один из основных факторов, определяющих конечный результат в состязании. Состояние спортивной формы участников соревнований по ориентированию определяется не только их физической подготовленностью, но и грамотным, своевременным использованием технических приемов, быстрой оценкой характера местности, а также ситуаций, складывающихся на дистанции, правильной реакцией на действия соперников, выбором и поддержанием оптимальной скорости бега.
     В литературе имеется достаточно определений тактики спортивного ориентирования. Возьмем самое простое  и понятное определение.
     Тактика - это рациональное использование техники ориентирования и физических возможностей в ходе соревнований.
      Спортсмен выбирает путь исходя из техники ориентирования, которой он владеет, своего опыта, возможностей надежного достижения и "взятия" контрольного пункта, скорости, которую он может развить. Тактика строится на умении спортсмена на соревнованиях самостоятельно выбирать по этапам самый рациональный путь движения, который наилучшим образом соответствует уровню техники, приобретенного опыта, физических, умственных и психических качеств ориентировщика. а также на умении ловко сочетать их в зависимости от обстановки и условий, чтобы пройти всю дистанцию с наилучшим результатом.
"Взятие" контрольных пунктов
   С помощью контрольных пунктов дистанция соревнований по ориентированию подразделяется на несколько этапов. Каждый из них самостоятельный и в то же время связан с другими. Результат спортсмена складывается из времени прохождения отдельных этапов, но каждый из них накладывает свой отпечаток на последующие действия спортсмена. На каждом этапе конечная задача ориентировщика сводится к "взятию" контрольного пункта. Именно на это направлены все его действия по выбору пути движения, измерению расстояний, чтению карты, физические усилия по преодолению маршрута. Момент отметки карты (ЗМК) компостером или отметки электронного чипа на КП свидетельствует о завершении одного этапа состязаний и начале следующего.
   "Взятие" КП сопряжено и с определенными эмоциональными сдвигами, восприятием информации относительно карты, местности, соперников, полученной на пройденном этапе, и акцентированием внимания на проблемах следующего этапа. Отметка на КП - это "микрофиниш" соревнований. Следовательно, успешному "взятию" КП должны быть подчинены все усилия спортсмена.

    Опытные начальники дистанций располагают контрольные пункты на местности в зависимости от ее рельефа, ландшафта и ситуации таким образом, чтобы решение задач ориентирования оставались перед спортсменами до последнего момента приближения к месту КП. Согласно рекомендациям федерации спортивного ориентирования, контрольный пункт не цель сама по себе, а средство для создания задач ориентирования.
      Направления прихода и ухода спортсменов в районе контрольных пунктов определяются местоположением контрольного пункта, ближайшими "привязками", длиной этапа, техническими и тактическими действиями участников. Как правило, на коротких этапах длиной 300-500 м движение осуществляется с небольшим отклонением от прямой, соединяющей контрольные пункты. На средних и длинных этапах эти направления весьма произвольны. Каждый спортсмен-ориентировщик хорошо знает, что сложность "взятия" контрольных пунктов зависит как от объективных, так и от субъективных трудностей. Если бы в соревнованиях пункты приходилось посещать дважды, то во второй раз затраты времени были бы существенно меньшие. Умение снизить эти трудности - один из главных признаков тактического мастерства спортсмена.
     Часто для упрощения "взятия" контрольного пункта следует воспринимать точку расположения КП не как локальный участок местности, а как более обширный линейный или площадной район, который простирается на несколько десятков, а то и сотен метров. Этот прием в иностранной литературе получил название "метод удлинения КП". В качестве своеобразного "удлинения" можно рассматривать маркировку, идущую от последнего КП на финиш. Поскольку о ее наличии сообщается в информации службы дистанции, то при подходе к заключительному КП следует вспомнить об этом и прикинуть, нельзя ли воспользоваться этой "ниточкой". Хотя встречный бег в районе контрольных пунктов в настоящее время наблюдается достаточно редко, тем не менее спортсмены не должны забывать о такой возможности выхода на КП. Встречный бег также можно отнести к разновидности "удлинения" КП. При планировании маршрута от "привязки" к контрольному пункту спортсмены должны оценить вероятные пути ухода соперников на следующий пункт.
      Не всякий КП удается "удлинить". Тогда приходится воспользоваться ближайшими привязками в качестве исходной точки для последующего точного движения к КП по азимуту с подсчетом шагов или при подробном сличении карты и местности.

    В сильнопересеченной местности с большими перепадами высот при прочих равных условиях следует стремиться выходить на КП не снизу, а сверху по склону. Этим обеспечивается лучший обзор местности, облегчаются поиск знака КП и наблюдение за действиями соперников.
     Взаимное влияние спортсменов в районе КП и на трассе - вопрос сложный. Нельзя забывать, что взаимодействия допускаются только в рамках правил соревнований. При любых контактах с соперниками следует сохранять ясную голову. В одних случаях это помогает взять КП, в других - запутать соперников. Классический пример в этом отношении - когда один спортсмен вводит в заблуждение идущих следом имитацией  отметки на КП, которое не относится к данной дистанции, а соперники не обратив внимания на номер пункта, сделали настоящую отметку. И соответственно которые на финише будут дисквалифицированы, если не заметят ошибку и не вернуться на предыдущее КП для восстановления хода взятия КП.
     В ходе тренировок и соревнований следует воспитывать в себе волю и самостоятельность. Это поможет в дальнейшем добиваться самых высоких результатов на состязаниях любого ранга. Не поддавайтесь искушению изменить путь, если рядом с вами или поперек вашего маршрута бежит маститый спортсмен. Доведите свой вариант выхода на КП до конца, а если он окажется неудачным, попробуйте разобраться в ошибке сами или с помощью спортсмена, который находился на правильном пути, но за которым вы не последовали. Однако это не означает, что надо абстрагироваться от соперников. Наблюдайте за маневрами других, корректируйте по ним свои действия, приобретайте правильную тактику "взятия" КП. После отметки не задерживайтесь около компостера (станции), не привлекайте других. Лучше всего, если еще на подходах к КП вы наметите, хотя бы грубо, направление движения на следующем этапе. Отметившись на КП, медленно удаляйтесь в нужную сторону. Уважайте себя и соперников, не задавайте им во время соревнований вопросов о дистанции, карте, расположении пунктов, местонахождении спортсменов, стартовавших раньше и позже вас.


   При поиске контрольных пунктов в некоторых случаях существенную помощь может оказать легенда, которая служит письменным указанием местоположения КП. Легенда-короткое и точное название точки КП. Ее составляют с целью уменьшения случайностей или некорректностей в дистанции, вызванных неточностями карты, генерализацией районов расположения КП, изменениями ситуации на местности, ошибками начальников дистанции, действиями спортсменов и т. п. Участники соревнований сами решают, пользоваться им легендами или нет.
   Если легенды не впечатаны в карту соревнований, то следует заранее подумать, где и как прикрепить листок с ними, чтобы его было удобно читать, сберечь от дождя, веток, не потерять случайно.

Скорость движения по трассе
      Средняя скорость движения спортсмена-ориентировщика по трассе соревнований зависит от его физической, технической и тактической подготовки, характера местности, точности карты и некоторых других условий. Различают эффективную и фактическую скорости. Под эффективной понимают ту, с которой спортсмен должен был бы преодолевать путь по прямым между КП, чтобы достичь финиша за время, соответствующее его результату по протоколу. Фактическая скорость - та, с которой спортсмен продвигается по своему истинному пути. Чем меньше коэффициент увеличения пути, чем меньше ошибок допустил ориентировщик на трассе, тем ближе будут эти скорости. Время, затраченное на прохождение дистанции, можно разделить на три составляющие: время истинного перемещения по трассе ("чистый бег"), время технических остановок (отметки на КП, перекалывание КП на пункте выдачи карт), время на ориентирование. Таким образом, с улучшением физической подготовки, но еще больше с улучшением техники и тактики ориентирования скорость прохождения дистанции увеличивается.
     Один из признаков усталости - желание почаще заглядывать в карту. Чтение ее становится поверхностным, отсутствует запоминание. В такие моменты рекомендуется взять себя в руки, отдавать личные приказы, сменить темп бега или хотя бы изменить длину шага. Можно воспользоваться "подкормкой" - кусочком сахару или глотком жидкой питательной смеси. Спортсмен все время должен проверять себя на понимание ситуации и сохранять скорость где-то на грани между "понимаю" и "не понимаю". Конечно, можно было бы пройти всю дистанцию на пониженной скорости, что гарантировало бы от ошибок (если ориентировщику хватает технического мастерства двигаться безошибочно), и даже показать неплохой результат. Но нас всегда интересуют крайние случаи: пройти хорошо, очень хорошо и даже еще лучше - на грани своих возможностей.


      Умение отдыхать в ходе соревнований - также один из признаков мастерства. Иногда для снижения истинной скорости бега, когда спортсмен чувствует момент наступления физической усталости, можно, например, вместо "быстрого" обходного пути воспользоваться коротким, хотя и технически более сложным. Наоборот, если устала голова и спортсмен перестает понимать сложный рельеф или ситуацию, можно выбрать обходной вариант пути, где число обращений к карте, подсчет расстояний были бы минимальными. Превышение оптимальной скорости иногда может быть оправдано конкретно сложившейся обстановкой соревнований, например в эстафете на заключительном этапе. Однако, прежде чем выбрать связанный с риском вариант тактики, следует взвесить интересы команды: пройти надежно или рискнуть?

Выбор пути
   Умение выбрать путь между контрольными пунктами - основной тактический прием, которым должны овладеть спортсмены-ориентировщики. Выбор пути всегда происходит с вполне конкретной целью - достичь того или иного контрольного пункта оптимальным путем. Эта оптимальность может заключаться в минимальной затрате времени, сил, преодолении наиболее короткого расстояния, возможности определить местоположение по наиболее заметным ориентирам, уменьшении надобностей чтения карты, использования компаса и т. п.
    При выборе пути спортсмены приспосабливают индивидуальные навыки в технике ориентирования к фактически создавшимся условиям и реализуют их в ходе соревнований. Выбор пути - это определение наиболее целесообразного маршрута на местности в результате чтения карты, наблюдения местности, оценки личной техники ориентирования, физического и психического состояния, других возможностей.

      В выборе пути и его последующем осуществлении заключается одна из самых привлекательных сторон спортивного ориентирования. Привилегия участников соревнований самим решать, где и как бежать по незнакомой местности, - особый признак спортивного ориентирования.
       До старта участник, пользуясь информацией о дистанции и стартовым протоколом, составляет план проведения соревнования. При этом ему известно следующее:
  • длина дистанции по прямой, умножив которую на свой предлагаемый коэффициент удлинения пути, спортсмен определяет примерное расстояние, которое ему предстоит преодолеть;
  • число КП и расстояния между некоторыми контрольными пунктами;
  • предлагаемое время победителя и контрольное время;
  • качество карты, предполагаемый характер размещения знаков КП (видимость), способ отметки на КП, легенды КП;
  • возможности ближайших соперников;
  • характеристика местности (рельеф, дорожная и гидросеть, проходимость, растительность).
         На основании этих данных можно наметить темп движения по трассе и примерный результат, предположить возможные варианты движения (бег по азимуту или по дорогам).
      Однако в ходе соревнований может происходить существенная корректировка этих планов. Уже на пункте выдачи карт нужно стремиться уловить общий рисунок трассы, характер местности и карты. При этом важно воспитывать в себе умение побороть предстартовое волнение, абстрагироваться от судей, тренеров, соперников, не обращать внимания на разговоры окружающих, крики болельщиков, замечания спортсменов, тренеров, официальных лиц.
      Затем следует сосредоточить внимание на выборе путей движения. Сначала это делают генерально вдоль всей трассы, чтобы оценить общую сложность этапов и вероятность повторного использования некоторых маршрутов, если дистанция перекрещивающаяся или некоторые КП расположены сравнительно близко. Большинство опытных спортсменов сходятся во мнении, что намечать пути движения целесообразно только на длинных этапах, поскольку на коротких - длиной менее 500 м-они, как правило, азимутальные.
       Оценка рельефа, дорожной сети, наличия больших опорных ориентиров помогает установить: точное или грубое ориентирование будет преобладающим техническим приемом. Соответственно намечается скорость бега. Тщательному рассмотрению и взвешиванию различных вариантов подвергается этап на первый КП. Первые же метры дистанции в направлении КП 1 показывают, насколько правильными были оценка местности и выбранный путь движения.

   На длинных этапах путь спортсменов представляет обычно кривую линию, проходящую между опорными ориентирами. Ими называются наиболее заметные на карте и на местности ориентиры, которые могут быть сравнительно легко определены среди прочих для достижения которых, как правило, не требуется точного ориентирования.
    Опорные ориентиры, расположенные поперек пути движения к КП или в непосредственной близости за ним, часто называют "тормозными". Большие озера всегда "тормозят". Но иногда и небольшое озеро может "ловить" участников. Большие поля и луга с четкими границами, посадки, имеющие четкие контуры, позволяют спортсменам легко определить свое местоположение. Это же относится к отдельным болотам и мшаникам, характерным хребтам долинам, ручьям, оврагам, изгородям, постройкам. Но если все названные ориентиры невелики и их достаточно много, то задача тщательного чтения карты сохраняется и "тормозами" они служить не могут. Большие и небольшие дороги также позволяют бежать до них "вслепую", а затем быстро "привязаться". Но если дорога прямая или не имеет четких изгибов для привязки, ее вряд ли можно считать "тормозом", хотя некоторую помощь в определении расстояния она окажет. Тропинки только в исключительных случаях могут "тормозить" участников. Множество же тропинок вообще создает ситуацию, требующую внимательнейшего чтения карты и определения расстояний. Если "тормозные" ориентиры спортсмены пересекают или, достигнув, двигаются вдоль них, то боковых опорных ориентиров часто только "касаются"; либо приближаются к ним, чтобы опознать, либо издалека -угадывают контуры.


   Трудно установить общие правила планирования пути и осуществления выбранного маршрута. Слишком многие факторы влияют на эти процессы. Однако главные моменты, обдумывания и оценки можно сформулировать так:
  • откуда можно "взять" КП;
  • можно ли "удлинить" КП;
  • нужны ли промежуточные привязки для выхода на КП;
  • каким путем двигаться в район расположения КП.
    Выбор путей движения - дело субъективное. Постороннему человеку, даже ориентировщику, бывает порой совершенно непонятно чем руководствовался спортсмен, выбирая тот или иной вариант маршрута.

Придерживаться ли намеченного пути?

   Путь, выбранный без представления реальных условий, которые могут встретиться на местности, - привилегия только начинающих ориентировщиков. Опытные спортсмены при первом же взгляде на незнакомую карту должны хорошо понимать, какие трудности их поджидают на дистанции и какими способами их целесообразно преодолевать. На первом этапе происходит пополнение информации, Уточнение возникших представлений. Последующие этапы вносят свои коррективы в выбор путей движения.
     Квалифицированные ориентировщики позволяют себе изменять выбранный маршрут, если на обдумывание и осуществление нового варианта уходит не очень много времени. Менее опытным и начинающим ориентировщикам мы рекомендуем доводить выбранный вариант до конца. Изменение маршрута почти всегда вызываем некоторую потерю надежности. Уж лучше затратить 1-2 лишних минуты на обдумывание маршрута перед уходом с КП, чем терять до десятка минут на неосмысленные блуждания по лесу на сере дине этапа.


Подготовка к старту. Разминка.
    Подготовка к старту, особенно ответственному, начинается задолго до соревнований. Еще в начале сезона составляется перспективный план подготовки к основным соревнованиям, намечаются тренировочные и контрольные соревнования, объем тренировочных нагрузок, наиболее целесообразные сроки и места проведения тренировок, прикидок. Исходя из основных физико-географических характеристик района будущих соревнований, целесообразно включить в подготовку тренировки, сборы, поездки на состязания в места, где можно было бы отработать некоторые технические и тактические приемы ориентирования, технику бега для последующего использования их во время главных стартов.
     Прибыв в центр соревнований, следует детально ознакомиться с физикогеографическими и климатическими характеристиками районов размещения трасс. Внимательно изучить информацию службы дистанции. Усвоить параметры трасс, особенности расположения контрольных пунктов, их оборудование, легенды, дополнительные обозначения и пояснения к спортивным картам. После жеребьевки рассчитать, исходя из стартового номера и продолжительности проезда к месту соревнований, время между завтраком и стартом. Если оно окажется большим, позаботиться о дополнительном питании перед стартом.
   Хотя проверка снаряжения не является элементом тактики, нужно выработать привычку своевременно осматривать одежду, обувь, компас, карандаш и другие вещи. Все замеченные огрехи исправьте вечером, а затем аккуратно уложите вещи в специальный пакет или сумку. На случай дождливой погоды предусмотрите запасную теплую и непромокаемую одежду. Часто спортсмены за несколько минут до старта начинают лихорадочно вспоминать, где их стартовый номер или компас. Заведите постоянное место для этих атрибутов, например компас носите на веревочке на шее, а номер - в специальном нагрудном кармане.
   Значение разминки перед стартом общеизвестно: она повышает функциональные возможности организма, подготавливает его к предстоящей деятельности, создает условия для максимальной работоспособности. Поскольку органы и системы человека обладают известной инертностью, необходимо некоторое время, чтобы они стали функционировать на требуемом уровне. Например, минутный объем крови, легочная вентиляция, потребление кислорода достигают высокого уровня лишь через 3-5 мин. после начала работы. В процессе разминки повышается температура мышц, увеличиваются возбудимость и работоспособность нервной системы. Кроме того, правильно выполненная разминка служит средством регулирования предстартового состояния спортсмена, она успокаивает чрезмерно возбудимых и настраивает на боевой лад слишком спокойных. Разминка перед соревнованием чаще всего состоит из четырех частей: разогревания, настройки на предстоящую работу, перерыва для отдыха и подготовки к выходу на место старта, окончательной настройки около старта. Обычно разогревание продолжается столько времени, сколько понадобится, чтобы спортсмен вспотел. Особенно важно постепенное втягивание в работу.
   Рекомендуется также поработать с картой, по характеру и масштабу аналогичной карте предстоящих соревнований. Ее можно почитать на ходу и на бегу, измерить несколько отрезков глазомерно, а затем проверить с помощью масштабной линейки. Благодаря этому будут восстановлены условнорефлекторные связи и еще до старта достигнут высокий уровень двигательных навыков и технических приемов. Эта часть разминки занимает около 15 мин. Небольшой перерыв -в разминке делают для отдыха, переодевания, окончательной психологической настройки на соревнование. В это время можно выполнить легкий массаж мышц. После выхода к месту старта спортсмен производит доразминку - бег в медленном темпе, легкие прыжки и упражнения на гибкость.
   В последние минуты рекомендуется еще раз мысленно представить все технические элементы ориентирования, свое поведение на различных этапах дистанции, оценить характер окружающей местности, направление ухода соперников. Необходимо абстрагироваться от болельщиков, фотокорреспондентов, судей и сконцентрировать все мысли на предстоящем соревновании.


   Деятельность ориентировщика на дистанции соревнований весьма разнообразна. Он должен обладать навыками бега по различной местности, работы с картой, компасом; легендами, делать отметки на КП.
   На дистанции нужно быстро решать задачи выбора пути движения, последовательности применения различных приемов ориентирования, скорости движения. Роль технико-тактической подготовки в ориентировании очень велика

Источники:

  1. Спортивное ориентирование в Мурманской области vk.com/orientmurman // taktikaspoto.pdf. – URL: https://orient-murman.ru/images/pdf/taktikaspoto.pdf?ysclid=ls7q9jefto641544303 (дата обращения: 28.01.2024);
  2. Лекции.Орг - публикация материала для обучения // Техника и тактика в спортивном ориентировании 1 страница. – URL: https://lektsii.org/11-43134.html?ysclid=ls7q8us3cw213267148 (дата обращения: 28.01.2024);
  3. Учебные материалы для студентов // Элементы техники ориентирования - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ: УРОКИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ.– URL: https://studme.org/299897/pedagogika/elementy_tehniki_orientirovaniya?ysclid=ls8198f4lu169136635 (дата обращения: 18.01.2024);
  4. Все о туризме: туристическая библиотека // Ориентирование на местности. Спортивное ориентирование.– URL: https://tourlib.net/books_tourism/ganopolsky10.htm (дата обращения: 18.01.2024);
  5. Источник изображений: фото автора и открытые источники сети Интернет.
Made on
Tilda