Топографические карты разных масштабов в ориентировании






  Туризм, походы, путешествия немыслимы без карт и умения ими пользоваться. Читать карту приходится как при подготовке маршрута, так и во время его преодоления. Навыки ориентирования также очень полезно иметь и постоянно развивать.
  Навыки работы с топокартами необходимы для спортсменов занимающихся спортивным ориентированием или любителям ориентирования.
  Существует множество профессий, где эти знания так же необходимы.
  Современному человеку нужно знать основы картографии и топографии. Это связано с тем, что карты и планы являются важными инструментами для навигации, планирования и принятия решений. Не смотря на то, что у нас часто под рукой современные гаджеты с навигационными программами. Но увы гаджеты могут и выйти из строя в ненужный момент.
    Карты и планы помогают нам понять, где мы находимся, как добраться до нужного места и какие опасности нас могут подстерегать. Они также могут быть использованы для планирования маршрутов, проведения исследований и принятия решений о том, где строить дома, предприятия и другие объекты.
    В современном мире, где люди все чаще перемещаются по всему миру, знания основ картографии и топографии становятся все более важными.
     Конечно, не каждому человеку нужно знать основы картографии и топографии в совершенстве. Однако, базовые знания в этой области могут быть полезны каждому современному человеку.
   Современные гаджеты открывают целый новый мир удивительных ощущений от того насколько разно выглядят части нашей Земли. Сервисы интернет карт с визуальными эффектами, позволяют смотреть сверху на Землю. Там же есть спутниковые виды, фотографии, 3D виды, которые соединяются как мозаика в виртуальную карту Мира. Там Вы можете задать искомое местоположение и увидеть место увеличивая объекты в размерах до улицы и даже дома, в отдельных территориях даже людей. По всему миру можно наблюдать озера, реки, города, дороги и даже пробки на них в реальном времени и т.д.
   С помощью таких программ намного проще понять, как создаются карты. А карты составляются по особым правилам, в зависимости от их назначения.
    Все карты - это упрощенное отображение реальной местности. Чем большую территорию отражает карта, тем меньше деталей можно на ней отобразить.
      Представим что мы на космическом корабле приближаемся к Земле. Мы видим  "земной мячик", далее по мере приближения, более подробно прорисовываются континенты. Мы всё ближе к месту нашей посадки, допустим это будет деревня Сажнево, а именно турбаза "Серебряные пруды", где чаще всего рязанские ориентировщики встречаются на соревнованиях.
    Вот что-то непонятное зелёное - это Рязанская область. Далее внесем подсказки, названия населенных пунктов. Становится понятнее, мы юго-восточнее уже Рязани. И вот Сажнево и наконец, наша турбаза.
Современные технические средства и спутниковые системы позволяют создавать более точные карты. Тем не менее карты существуют уже давно. Карты были очень нужны людям и люди научились их создавать даже без спутниковых систем и поверьте довольно точными. К примеру, ниже предлагаем несколько карт различных времен.
      И так, карта - это упрощенное отображение реальной местности и чем меньше (мельче) карта, которую создают, тем больше деталей можно на ней разместить. Мелкие карты, с наименьшим масштабом, более детализированы. И мы с ними чаще встречаемся на соревнованиях по ориентированию, где дополнительно наносятся места старта и финиша и искомые точки (КП -контрольные пункты).
     Туристы, геологи, военные чаще пользуются более масштабными картами.
     Ниже, приведены примеры спутниковых карт и спортивных (мелкомасштабных).
     То что вы видите на местности, отображено на карте. Все на карте отображается с помощью условных обозначений и все выкрашивается в определённых цветах, логичных и легко понимаемых. Все дома - серые, дороги - чаще светло-коричневые, газоны на спортивных картах - желтые, деревья зелёные.
     Заборы, стены и другие искусственные объекты - черные. Всё что связано с водой: озера, ручьи, реки, пруды - выделены в синих тонах и если есть различия в глубинах, то глубокие места более темные.
    Стоит отметить, что на спортивных картах добавлены тропинки, обозначенные чёрной пунктирной линией. Чем уже тропинка - тем тоньше она на карте. А для соревнований в зимнее время наносят лыжни - зелёной пунктирной линией.

    Карты для спортивного ориентирования, именно для соревнований, даже если включают довольно таки большую территорию, для походов спортивных карт понадобится довольно много. В практике туризма такие карты не используются, т.к. создаются на очень ограниченный участок местности. В основном группы используют военные топографические карты («Генштабовские») – в интернете их много, но все старые (чаще 70-80х годов). Например, на таких картах Карельского перешейка ещё нет трассы «Скандинавия» и многих дачных поселков, показаны уже заросшие просеки в лесу и т.п. При этом весь рельеф и гидрография (реки, озера, гряды и т.п.) – остались без изменений. На топокартах Генштаба есть координатная сетка, что дает возможность определять азимуты, делать целеуказание и определять координаты точек, но это уже продвинутый уровень в топографии. В будущих походах и уже сейчас при выполнении домашнего задания мы будем работать в основном с картами Генштаба. Есть еще карты ГосГисЦентра (ГГЦ) - они новые, но на них нет координатной сетки, поэтому для ориентирования они не очень подходят. Также можно пользоваться картами от «Аэрогеодезии» («Роскартография»), но их детализация всегда хуже топографических. Вывод – брать в поход топографическую карту, как основную, и карту ГГЦ.



     Хорошая карта для туризма – это военная топографическая карта («Генштаб»). Они секретные, поэтом в интернете доступны только старые. Но это лучшее, что есть.
     Важно знать, что на любой карте Север – всегда сверху (левая сторона карты – это Запад, правая – Восток, нижняя – это Юг).
    Топография – это наука, изучающая геометрию земной поверхности и разрабатывающая способы изображения её на плоскости. Основная задача топографии – получение точных данных о земной поверхности и расположении на ней природных и созданных человеком объектов. Основной метод – топосъемка (полевые работы + обработка результатов), конечным результатом которой является создание топографической карты.
   Топографические карты создаются на отдельных листах, в единой установленной системе координат и высот, имеют стройную разграфку и номенклатуру листов, а также унифицированную систему условных знаков. Геодезической основой топографических карт всех масштабов служат пункты государственной геодезической сети и геодезических сетей сгущения, пункты государственной нивелирной сети.
    При создании различных специальных карт и графических документов топографические карты часто служат топографической основой. Все их штриховое и красочное оформление устанавливается с таким расчетом, чтобы они позволяли наносить на них или впечатывать в них дополнительную информацию.


"Километровка". Здесь есть и наше село Ильинка (справа).

Карта подготовленная к соревнованиям проводимых МБОУ "Ильинская СОШ"
Лесной массив и озера у села Высокое. Второго озера (слева) сейчас нет (разрушение платины в 2023 году).

Карта центра села Ильинка и прудов (самиздат). Подготовил Куканчиков В.С.
Карта подготовлена в 2000 году на основе спутниковых снимков.
Масштаб
     Масштаб - показатель, во сколько раз уменьшена местность на карте. Есть на любой карте.
Есть 4 масштаба топографических карт, пригодных для пешего туризма:
  • 1: 25 000 («Один к 25 тысячам», т.е. 1 см на карте равняется 250 м на местности) – очень подробные, но их нет в интернете и нигде не достать. Просто знайте, что такие карты есть. (Есть такой масштаб в формате ГГЦ, но они без сетки).
  • 1: 50 000 (в 1 см 500 м, «Пятисотметровка») – лучшее, что можно достать из топокарт для похода. Есть в сети, но не на все районы России и СНГ.
  • 1: 100 000 (в 1 см 1 км, «Километровка»). Основная карта для туризма. По ней планируют маршруты и ходят «в поле» (если нет 1:50 000). Доступны на всю территорию РФ и некоторые районы других стран.
  • 1: 200 000 (в 1 см 2 км, «Двухкилометровка»). Продается в виде атласов на всю область. Нужна только для общего обзора местности или для езды на машине. Для пешего путешествия не годится.
Примеры топографических карт разного масштаба

   Обратите внимание на генерализацию – одна и та же местность на картах разного масштаба показана с разной деталировкой. Чем крупнее масштаб (1:50 000, 1:100 000), тем детальнее показа местность. - Чем мельче масштаб (1:200 000 и более), тем местность показана менее детально.

   Существуют еще масштаб 1: 500 000 (1 см=5 км) и 1: 1 000 000 (1 см=10 км), по ним удобно рассматривать район всего маршрута при его планировании, но местность на них слишком генерализована, т.е. дана без важных мелких деталей.
    Карты масштаба 1: 10 000 и крупнее называются планами и в туризме также не используются, а вот в ориентирований используются.
     В зависимости от рельефа изменяется расстояние, измеренное по карте: если на карте километровке горной местности расстояние между пунктами А и Б составило 1000 м, то в реальности оно будет как минимум 1 200 м. Поэтому вводите поправку на рельеф, используя эту таблицу:
Условные основные обозначения, рельеф
        УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ:
   Чтобы ''читать'' карту необходимо знать топографические знаки. Условными топографическими знаками изображаются на картах местные предметы, рельеф. Различают три вида условных знаков:
        1. Масштабные – изображающие местные предметы, которые по своим размерам могут быть выражены в масштабе карты: населенные пункты, участки леса, пашни, озера, болота, крупные реки и т.д.
Контуры (внешние границы) таких местных предметов показываются на карте сплошными линиями (озера, широкие реки, кварталы населенных пунктов) или точками (контуры леса, луга, болота) в точном соответствии с действительными очертаниями на местности. Площадь внутри контура на карте покрывается краской соответствующего цвета или заполняется условными дополнительными знаками.
        2. Внемасштабные знаки – изображаемые местные предметы, которые не могут быть выражены в масштабе карты, но имеют важное значение: колодцы в пустыне, зимовки в тайге, предметы, имеющие значения ориентиров, как-то: радиомачты, фабричные трубы, различного рода башни и т.д. Изображения этих местных предметов на карте делаются увеличенными, поэтому по ним нельзя судить об их действительных размерах. Если основой изображения такого условного знака является квадрат, прямоугольник или окружность, то положению предмета на местности будет соответствовать точка в центре их. Положение других условных знаков определяется вершиной прямого угла в нижней части условного знака или серединой основания у знаков, имеющих форму изображаемого местного предмета.
Например: метеостанция, флюгер, памятник и т.д.
        С уменьшением масштаба карты некоторые масштабные условные знаки могут превращаться во внемасштабные. Например, на картах мелкого масштаба населенные пункты изображаются уже внемасштабным условным знаком – кружком.
        На картах имеются условные знаки дорог, троп, ручьев, электролиний и других местных предметов, у которых в масштабе выражается только длина. Такие условные знаки занимают промежуточное положение между масштабными и внемасштабными и называются линейными. Их точное положение на карте определяется продольной осью.
        3. Пояснительные знаки – к которым относятся все цифры, собственные наименования объектов и подписи, дающие дополнительную характеристику местным предметам. Например, если в контуре леса имеется изображение лиственного дерева, то это показывает, что лес лиственный, или цифрами отмечается высота вершин, перевалов.
РЕЛЬЕФ МЕСТНОСТИ:
совокупность неровностей земной поверхности. По характеру рельефа местность делится на равнинную,холмистую и горную. Типовыми формами рельефа являются:
  • Гора (холм, курган) – куполообразная возвышенность, склоны которой понижаются во всех направлениях.
  • Котловина – замкнутая бессточная впадина.
  • Хребет – вытянутая в каком-либо направлении возвышенность. Линия, разделяющая склоны хребта и проходящая по его наивысшим точкам, называется водоразделом.
  • Лощина – вытянутое в одном направлении углубление местности. Линия, проходящая по дну и соединяющая наиболее низкие точки лощины, называется водосливом, или тальвегом.
  • Седловина – пониженная часть хребта, от которой местность в двух противоположных направлениях повышается и в двух, перпендикулярных им, - понижается. Наиболее низкие седловины в горах, доступные для перехода через хребет или горный массив, называются перевалами.

       Существует несколько способов изображения рельефа на картах.
1. Способ горизонталей. Применяется на топографических картах масштаба 1: 1000000 и крупнее. Сущность состоит в том, что все неровности местности изображаются замкнутыми кривыми линиями – горизонталями, соединяющие одинаковые по высоте точки местности.
2. Способы отмывки и гипсометрический применяются вместе с горизонталями на картах более мелких масштабов для лучшей читаемости и большей наглядности изображения рельефа местности. В основу способа отмывки положен принцип сгущения теней по мере увеличения крутизны склона. Оттенение склонов производится серой или коричневой краской, горизонтальные поверхности остаются белыми. Сущность гипсометрического способа заключается в окраске высотных слоев: выше 200 м. – коричневой краской (по принципу ''чем выше, тем темнее''), а ниже 200 м. – зеленой краской (''чем ниже, тем темнее'') - способ применяется на картах масштаба 1: 1 500 000 и мельче.
Спортивное ориентирование. Ориентирование по легенде

  В пешем туризме для планирования маршрута и работы «в поле» лучше всего брать топокарты масштаба 1: 50 000 (пятисотметровки) и 1: 100 000 (километровки).
   Ограниченно можно использовать 1: 200 000 (двухкилометровки). Другие масштабы в большинстве случаев не нужны.
   При измерение расстояния на картах нужно учитывать рельеф – чем гористее местность, тем большую поправку нужно прибавлять (таблица поправок – выше в тексте).
    В этом виде соревнований необходимо при помощи легенды, выданной на старте, двигаться по дистанции и находить при этом контрольные пункты (КП). Путь следования от одного КП к другому КП должен точно соответствовать тому пути, который описан в легенде. За непройденный КП — штраф. За нарушение порядка прохождения КП — дисквалификация. Дистанция заканчивается на финише, путь на который так же описан в легенде.
    Выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее количество времени.
     Что такое легенда?
     Легенда - это графическое описание маршрута. Как мы говорим когда рассказываем кому-то как проехать куда-либо: "... Въезжаешь в лес, через 0,5км — перекресток. Тебе — направо. Через 0,7км — развилка, тебе —налево. Через 1,1км выезжаешь на поле и повернешь направо вдоль опушки ..." и т.д.
А вот как выглядит это же описание, но в виде легенды (справа):
Здесь колонка "А" — общее расстояние от старта до данного ориентира.
"Б" — расстояние между ориентирами.
"В" — направление движения.
"Г" — дополнительная информация.

При нормальном ведении гонки читаются только колонки "Б" и "В".

Примерно так: 0 — старт прямо, через 0,5км — перекресток, направо, через 0,7км — развилка, налево, через 1,1км — выезд из леса, направо вдоль леса, через 0,2км — угол леса. Там КП1. Далее вдоль леса.
     Важно знать, что написание легенды начальником дистанции — это процесс творческий. Если начальник считает, что нужно отметить какой-то перекресток или развилку — он отмечает. А может быть и нет. Так что в легенде после развилки 1,2 (смотри колонку "А"), поворот 2,3 не обязательно является следующим. На участке между ними дорога может много раз поворачивать, разветвляться, пересекаться...      Только в легенде все это не отмечено. Почему? Потому что существуют определенный, хотя и зыбкие, правила.
7.1.7 Ориентирование по легенде / из правил вида спорта спортивный туризм (утв. приказом Минспорта России от 22.04.2021 N 255).
7.1.7.1 Применяется на дистанциях всех классов только на дистанции, состоящей из нескольких этапов (несколько видов ориентирования). Допускается постановка дистанции, состоящей из 3 и более участков ориентирования по легенде.
7.1.7.2 Дистанция оборудуется на пересеченной местности в соответствии с требованиями п.4 данной части Правил.
7.1.7.3 Участник на старте получает текст (легенду), словами описывающий маршрут движения участника, данные о средней скорости на маршруте и на участках, сведения о КВ, ОВ. Задача участника - следуя описанию в легенде, пройти по маршруту, соблюдая все параметры дистанции, отметиться на всех КП, которые он встретит на дистанции.
7.1.7.4 На старте участник получает карту дистанции, которая опечатывается в пакет, который может быть вскрыт без штрафа только после отметки финишного КП (промежуточного финиша). Если по приходе на финиш (промежуточный финиш) или на КП участник предъявляет распечатанный конверт с картой, то он получает штраф "Открытая карта".
7.1.7.5 Маршрут движения на участке всадник выбирает в соответствии с описанием маршрута, полученного на старте.
7.1.7.6 По приходе на КП участник должен отметиться на станции электронной отметки или на компостере. При отсутствии электронной системы отметки судья на КП должен записать в ЗМК участника время прихода на КП.
7.1.7.7 Если участник приходит на КП точно в соответствии с расчетным временем, он получает 0 штрафных баллов, за более поздний приход участник получает по 1 штрафному баллу за каждую полную минуту разницы.
7.1.7.8 Если на финише участник превысил КВ дистанции, он получает штраф "Снятие с дистанции".
7.1.7.9 При движении между КП, заметив КП, участники должны следовать прямо к нему, не отклоняясь от намеченного маршрута и без остановки. В случае остановки в пределах видимости этапа или при отклонении от прямолинейного маршрута участник получает штраф "Отклонение от прямой".
7.1.7.10 На каждом контрольном пункте может устанавливаться перерыв, как правило, 5 - 10 минут и отсекается судьями этапа. Сведения об отсечках указываются в ЗМК и в судейском протоколе контрольного пункта. В ЗВК перерыв может занимать до 20 минут.
7.1.7.11 Если участник пропускает КП (не отмечается на нем), ему ставится штраф "Пропуск КП".
Принципы составления картосхем в туризме и ориентировании
     В практике категорийных походов для прохождения особо сложных участков широко используются такие вспомогательные картматериалы, как картосхемы. Они представляют собой планы местности, зарисованные методом глазомерной съемки с нанесенными на них местными предметами, ориентирами, перевалами, возможными путями прохода и другими данными, позволяющими однозначно пройти сложный участок пути (перевал, порог).
     В водных походах нашла широкое применение туристская лоция-описание реки с подробным указанием характера берегов, ориентиров на реке, препятствий в русле и способов их прохождения. Туристская лоция в отличие от речной, для судоводителей, подробно составляется только на сложные участки течения (о простых участках сообщается очень кратко). В туристской лоции указывается время, необходимое для прохождения каждого участка для различных видов судов - байдарок, плотов, надувных лодок, варианты прохода по руслу этих судов, места расстановки сигнальщиков на берегах для облегчения ориентирования в пороге, показываются система организации страховки с берега и воды, а также места, где при необходимости можно пристать к берегу. В лоции для туристского сплава указывают места наиболее удобных стоянок, экскурсионные объекты.
    Основой для лоции служит копия карты реки или участка рек, для которых составляется лоция

Источники:
Made on
Tilda