Водные походы.

Способы и средства самопомощи

и взаимопомощи в водных походах.

Водный туризм в России имеет давние традиции. Количество его поклонников с годами лишь увеличивается. Этому способствует разветвленная речная сеть, которая покрывает всю территорию нашей страны. К тому же это доступный способ получить массу новых впечатлений и попутно укрепить свое здоровье. В подобные путешествия нередко отправляются целыми семьями, включая маленьких детей.

   Трудно сказать, когда именно люди стали спускаться по рекам, но достоверно известно, что произошло это ещё в глубокой древности. Речные артерии давали возможность быстро добираться из одного населенного пункта в другой, переправлять грузы. С развитием цивилизации реки не утратили своей основной функции – транспортной, но они стали также использоваться людьми для активного отдыха..
  Водные просторы всегда манили любителей путешествий своими красотами. Вода, солнце и свежий воздух благотворно влияют на организм человека (о чём было известно ещё в глубокой древности). А активный отдых на водоёмах восстанавливает силы, возвращает человеку бодрость и жизнерадостность.
Особенности водного отдыха
  Водный туризм считается одним из наиболее трудоёмких, опасных и технически сложных видов туризма.
   В основе водного туризма лежит движение по маршруту с помощью плавательных средств, разновидности которых определяют вид отдыха и средство передвижения.
   Водное путешествие соединяет в себе элементы культурно-познавательного, экологического, экстремального туризма, а также физического и эмоционального оздоровления. Поэтому разделение достаточно условное.
  Водные походы требуют от путешественников:
  • здоровья;
  • физической выносливости;
  • умения плавать;
  • быстрого принятия решений;
  • обладания навыками управления судном.
    Водные маршруты подразделяются на шесть категорий сложности. Самые простые из них, подходящие для новичков и семей с детьми, имеют категорию сложности с первой по третью. Это равнинные реки с медленным течением без серьезных препятствий. Основными преградами, которые могут встретиться при путешествии по ним:  мели, перекаты, искусственные преграды в виде мостов, плотин. Стоит помнить, что даже такие реки потенциально опасны в период весеннего половодья. Одновременно с этим, майский сплав является самым популярным!
   Сплав по рекам с третьей по шестую категорию сложности под силу осуществить лишь опытным спортсменам. Это в основном горные реки с быстрым течением. Они имеют немало препятствий таких, как пороги, неглубокие участки с большим количеством подводных и надводных камней, водопады или падуны. Для их преодоления нужны определенные навыки, отличная физическая подготовка, умение быстро ориентироваться в экстремальной ситуации.
   Любая река, даже совершенно безопасная на первый взгляд, может таить в себе угрозу. Неумелые действия на воде могут привести к поломке судна, потере снаряжения и оборудования, переохлаждению, удару о камни, сбою дыхания. В подобных ситуациях пригодится умение хорошо плавать и оказывать первую медицинскую помощь. Люди, необученные плавать, должны во время водного похода по реке любой категории сложности находиться в спасательном жилете. Такие жилеты, а также шлемы, являются обязательными для всех участников сплава по опасным горным рекам.
    Главный атрибут водного путешествия – это плавательное судно. Уже ушли в прошлое времена, когда использовались деревянные лодки, шлюпки, плоты, впрочем романтики старины ещё встречаются. Теперь к услугам современного туриста байдарки (каркасно-разборные и надувные), надувные и пластиковые лодки, катамараны самых разнообразных конструкций, каяки, современные катера и многое другое.

Виды плавательных средств:
Виды маломерных (безмоторных) плавательных судов для водного туризма.
Байдарка
   Современная байдарка представляет собой подобие старинной конструкции с использованием новых материалов и технологий.
   Это маломерное лёгкое запалубленное судно, приводимое в движение вручную и имеющее острые обводы. В качестве движителя байдарки используется двулопастное весло. Гребцы сидят один за другим, лицом по направлению движения. Сидят как правило на специальных сидушках, вытянув ноги вперёд.
  Рекомендуется иметь линь (веревку) с поплавком (можно пустой пластиковой бутылкой с закрытой крышкой) закрепленный к носовой части, необходимый для быстрого поиска затопленной каркасной байдарки при опрокидывании.
Каяк
    Каяк - небольшая, узкая гребная лодка, приводимая в движение двухлопастным веслом. Название происходит из эскимосского и алеутского языков. Термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки. Каяки как правило более плоские, чем байдарки и менее устойчивые к боковому опрокидыванию. Устойчивость здесь зависит от опыта гребца.
Лодка
  Лодка – одно из наиболее древних транспортных средств. Появилась она намного раньше колесного или салазочного транспорта. В давние времена гребные лодки применялись как средство для транспортировки грузов, рыбной ловли и других полезных дел, но и встречаются и в туризме.
  Большинство лодок управляются при помощи весел, но некоторые снабжены парусами или моторами, как вспомогательными или основными двигательными средствами. На вёсельных лодках гребцы сидят на специальных лавках спиной к направлению движения, только рулевой следит корректирует направление с помощью руля и команд гребцам. Здесь вёсла гребцы не держат в руках, а фиксируют их в подвижные крепления к борту - уключины.
Рафт
      Raft в переводе с английского обозначает «плот». Как вид спорта рафтинг, представляет собой передвижение по реке на рафте, который по своей сути является надувной лодкой определенной конструкции, изготовленной из современных синтетических материалов, что делает корпус рафта крепким и устойчивым.
    При сплаве гребцы сидят лицом по направлению движения на бортах подогнув ногу, находящуюся к внешней стороне плавсредства, в колене. Как и в лодке необходим и рулевой для корректировки направления движения командами, руля здесь нет. Весла здесь однолопастные со специальной ручкой.
Катамаран
      Катамаран — это двухкорпусное судно, где корпуса соединены между собой рамой (мостом). Сплавные катамараны, используются для сплавов по рекам. Часто модернизированы с использованием парусов, мотора. Парусные катамараны позволяют совершать путешествия под парусом морского и океанского класса. 
      Независимо от модернизации обязательно иметь рафтовые вёсла,  на случай безветрия или бензина. Сидят гребцы на специальных надувных сидениях (иногда самодельных "кобылках") подогнув обе ноги (как бы на коленях) с фиксацией ног в специальных мягких дугах. В случае опрокидывания ноги свободно  освобождаются от дуг. Бывает, что имеются пассажиры сидящие на платформе соединительной рамы вместе с грузом, но это не рекомендуется. Груз крепится к платформе или раме.
  Лидерство среди плавательных средств для водного туризма в России на протяжении нескольких десятков лет удерживают байдарки. Байдарка – это легкое маломерное судно, управляемое двулопастными веслами за счет мускульной силы человека. Они могут быть разборными и неразборными, каркасными, надувными, стеклопластиковыми. Байдарки рассчитаны на разное количество человек – от одного до четырех, но чаще встречаются двухместные. Одноместную байдарку принято именовать каяком. По мнению профессионалов именно байдарка идеальна для обучения навыкам водного туризма. К тому же она незаменима при перемещении по малым рекам.
   Рафт еще одно популярное плавательное средство. Рафт можно перевести с английского как плот, но по внешнему виду он мало напоминает своего предшественника. Современный рафт – это надувная лодка особой конструкции с упругим корпусом, способная вместить от четырех до двадцати человек. Для его управления используют весла. Преимущества рафта – устойчивость на воде и возможность плавать как по спокойным равнинным рекам, так и по горным.
     Конкуренцию байдаркам и рафтам составляют сплавные катамараны. Они состоят из двух надувных корпусов, соединенных между собой рамой, и управляются веслами. Впрочем на сегодня существует масса промышленных и самодельных дополнительных конструкций для установки на катамараны моторов и парусов.  Чаще всего встречаются двух- и четырехместные катамараны. Их основное предназначение без допов – сплав по горным рекам с бурным течением и обилием порогов. Сплавные катамараны распространены в основном в России.
     Лодки и катера подходят только для путешествий по полноводным спокойным рекам. Для их управления необходимы права и знание правил судоходства. Они, конечно, более комфортны и не требуют усилий при управлении, но и стоят в разы дороже своих более «примитивных собратьев». К тому же прогулку на лодке можно отнести к активному отдыху с сильной натяжкой.

Подготовка к водному путешествию

     Если для водного путешествия будет использована деревянная лодка, то необходимо взять с собой всё, что может потребоваться для её ремонта: смолу, паклю, гвозди, топор, ножовку по дереву, отвёртку, клещи, деревянный молоток и др.


     Если для похода будет использована бывшая в употреблении байдарка, то перед походом её необходимо тщательно осмотреть и провести починку или замену отдельных деталей. С собой необходимо взять ремонтный набор, в который могут входить отвёртка, кусачки, плоскогубцы, пилка по металлу, ножницы и др.

В походе необходимо соблюдать
ряд основных правил обеспечения безопасности
   Документы и деньги должны быть упакованы в непромокаемый мешок, который необходимо постоянно держать при себе (можно носить его в застёгивающемся кармане плавок, шорт или повесить на шею).
  Запас спичек, сухой спирт надо хранить в пластмассовых (металлических) ёмкостях с плотно завинчивающимися крышками.
  Палатку, спальные принадлежности, запасную одежду, бельё, продукты, боящиеся влаги, следует держать в полиэтиленовых мешках или специальных - гермомешках.
  Спасательные круги должны быть надуты и уложены: в лодке — в носовой части поверх багажа, в байдарке — на носовой палубе или за спинами гребцов.
Спасательные жилеты надеты и приведены в рабочее положение.
  Гидрокостюм обычный, а лучше из неопрена рекомендуется в тех походах, где вероятно купание в холодной воде, а катание в порогах является основой программы. 
 Закрытая легкая обувь, специальные водные тапочки. Босиком категорически запрещено находиться на судне, спрыгивать с него. 
Средства помощи

   Спасательный конец «Морковка» - средство для оказания помощи утопающим. Представляет собой полотняный мешочек с поплавком (кольцо из пенополимера) и карабином без муфты или петлей под него на конце веревки. Веревка (6-8 мм толщиной и до 25 метров длиной) спасконца укладывается в мешок таким образом, чтобы свободно выходить из него при броске.
Используется для спасения людей и судов путем встегивания в карабин спасаемого объекта.
Спасательный конец Александрова

   Данное спасательное средство предназначено для оказания помощи утопающим на воде. Является обязательным страховочным аксессуаром для плав.средств. 

    Представляет собой линь из веревки длиной 18 м, с петлей диаметром 45 см, оснащенной двумя поплавками, которую спасатель забрасывает утопающему, диаметр линя (верёвки) 6мм, линь укладывается в яркий чехол, снабжен карабином для пристегивания к плав.средству.

Спасательный круг
    Спасательный круг - средство для оказания помощи утопающим. Является поплавком из твердого плавучего материала в форме тора («бублика»), для похода на маломерных судах используют надувные или изготовленные из других плавучих материалов. Окрашивается в яркий, заметный цвет — ярко-оранжевый или красный, возможно, с несколькими белыми полосами. На круге закреплён леер (прикрепленная веревка). Для подачи пострадавшему с берега или маломерного весельного судна добавляют линь (веревку 15-18 метров).
Шары Суслова
Спасательной приспособление под названием "Шары Суслова" представляет собой два пробковых или поливинилхлоридных шара, соединённых друг с другом капроновым или пеньковым тросом. За счёт размеров этих шаров можно обойтись без утяжелителя и забросить спасательный конец довольно далеко. А тонущий сможет, ухватившись за соединяющую их верёвку, держаться на воде.

Подача спасательного круга и спасательного конца

Способы подачи спасательного круга
       Нужно взять одной рукой спасательный круг, второй рукой взяться за леер (веревку), сделать 2–3 круговых движения вытянутой рукой на уровне плеча и бросить спасательный круг плашмя в сторону утопающего. Бросок должен быть сделан так, чтобы круг упал на расстоянии 0,5-1,5 м от человека. Бросать круг прямо на него нельзя – это может привести к травме. При бросании спасательного круга с лодки делать это нужно со стороны кормы или носа. Пострадавший может держаться за круг, леер или надеть круг на пояс.
      При броске спасательного круга с линем (веревкой для вытягивания), то конец линя удерживают в руке, другой рукой сделать 2–3 круговых движения вытянутой рукой на уровне плеча и бросить спасательный круг.
Способы подачи спасательного средства "Морковка"
    Для броска спасательного конца "морковка" нужно взять мешочек с поплавком  и сделать 4-6 витка веревки (можно и более для увеличения веса для хорошего броска), петлю на конце линя фиксируют на запястье или удерживать и оставшуюся веревку должна быть не запутана. Сделав несколько замахов рукой с поплавком, бросают "морковку" пострадавшему; тот в свою очередь должен надеть петлю поплавка на руку или держаться за поплавок. После этого пострадавшего подтягивают к берегу или плавсредству.
Способы подачи спасательного средства - Конец Александрова
     Конец Александрова нужно взять за большую петлю (с поплавком)  и сделать 2-3 витка веревки (можно и более для увеличения веса для эффективности броска), малую петлю фиксируют на запястье или удерживать и оставшуюся веревку должна быть не запутана. Сделав несколько замахов рукой с большой петлей, бросают конец Александрова пострадавшему; тот в свою очередь должен надеть петлю через голову под руки или держать за поплавки. После этого пострадавшего подтягивают к берегу или плавсредству.
Историческая справка.

       Спасательный линь "Конец Александрова" сконструирован и предложен в 1914 году матросом спасательной службы из г. Выборга (Великое княжество Финляндское, Российская империя, ныне в Ленинградской области Российская Федерация) Василием Александровым.
Первоначальная конструкция отличалась от современной использованием материалов тех лет (линя из растительных материалов, пробковых поплавков, обшитых брезентом) и утяжелителя из свинца (около 200 г). Эти материалы в наше время были заменены на более дешёвые, прочные и долговечные синтетические. Свинцовый утяжелитель только в 1980-е годы был исключён из конструкции ввиду травмоопасности для спасаемого и заменён мешочком с песком.
      В России существует и его аналог - спасательный линь "Шары Суслова".

Безопасность в походе

       При путешествии на лодках под основную массу вещей используется носовая часть лодки. Продукты рекомендуется держать в ящиках. Костровые и спальные принадлежности целесообразно укрепить вдоль бортов изнутри. Погрузку вещей в лодку производят, когда лодка уже на воде.
     Перед посадкой одевают спасжилеты, если река с порогами - одевают каски.
     При посадке нельзя прыгать в лодку, необходимо входить на судно с кормы по очереди и сразу занимать свои места. После посадки гребцы вставляют уключины, а в уключины — вёсла и кладут их по бортам. Рулевой, оттолкнув лодку от берега, занимает своё место.

   При посадке нельзя прыгать в лодку, необходимо входить на судно с кормы по очереди и сразу занимать свои места. После посадки гребцы вставляют в уключины вёсла и кладут их по бортам - для обычных гребных лодок, если это другие весельные плавсредства - получают (берут) весла в руки. Рулевой, оттолкнув лодку от берега, занимает своё место.
   В походе судно должно находиться на расстоянии зрительной и голосовой связи с идущими впереди и сзади.

     Подходя к берегу , рулевой разворачивает лодку против течения и направляет её под малым углом к берегу. По команде рулевого гребцы кладут вёсла по бортам, а рулевой, используя скорость лодки, подводит её к берегу. Сидящий впереди турист выходит из лодки, подводит её к берегу, забивает кол и привязывает (швартует) к нему лодку. Туристы встают по очереди, забирают вёсла и с соблюдением правил безопасности выходят на берег.

    При остановке на ночлег или на большой привал необходимо выбрать место для бивака. Берег реки должен быть удобен для причаливания и выноса судов после их полной разгрузки.
     На стоянках байдарки разгружают и переносят на ровную площадку и укладывают днищем вверх на таком месте, которое было бы в отдалении от костра и легко просматривалось из лагеря.
      На берегу должна быть площадка для установки палаток и разведения костра. Кроме того, нужно помнить, что в таёжной и тундровой зонах лучше выбирать хорошо проветриваемые места - там меньше комаров.

Действия в аварийных ситуациях

    Когда ваше судно передвигается по водной поверхности, оно должно поддерживать голосовую и зрительную связь с другими судами. Крик на воде должен означать только одно: «Терпим аварию!» Во всех остальных случаях кричать нельзя — это грубейшее нарушение дисциплины.
   Если с судном случилась авария, её ликвидацией командует руководитель водного похода. Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с авариями.
   Если на пути следования группы встречаются быстроходные катера оставляющие волну, необходимо развернуть ваше маломерное судно к волне носовой частью, для исключения опрокидывания от будара волны в борт.
   Но всё же ваше судно перевернулось на свободной волне. Если это случилось на неглубоком месте, то туристы должны как можно быстрее поставить лодку на киль, достать из воды затонувшие вещи и организовать их просушку. Если судно перевернулось на глубоком месте, то вся группа должна принять участие в отгонке пострадавшего судна вручную или на буксире к мелководью.
     В вашем судне образовалась пробоина. В этой ситуации пробоину затыкают различным подручным материалом и подводят лодку к берегу.
     Если судну не дает проплыть подводное препятствие (свая, камень, металлоконструкция). Сохраняя прямое положение судна, его необходимо попробовать столкнуть назад или в бок. Если же судно вошло в глубокий крен, то одному из туристов нужно прыгнуть за борт. противоположный крену, чтобы судно выравнилось на водной поверхности.
   Один из туристов тонет. Лодка подплывает к тонущему. Один из туристов ложится на корму или нос лодки. Он помогает тонущему забраться в спасательное судно. С борта тонущего не поднимают, так как при такой ситуации существует риск перевернуть лодку.
  С байдарки члены группы подают спасательный круг, весло, веревку или спасательный конец "морковка" для буксировки и вытаскивания потерпевшего до мелководья.
    Судно перевернулось на пороге. Команда перевернувшегося судна хватается за края лодки и плывёт к берегу. Команды с других плавсредств, находящихся впереди и стоящих готовых оказать помощь на спокойном участке реки, вылавливают уплывшие с перевернувшейся лодки вещи - продукты, костровые и спальные принадлежности.



   Самое главное, что необходимо в водном походе — это полностью овладеть техникой перемещения по воде и соблюдать все неписанные законы и обычаи водного туризма.
    Анализ несчастных случаев в водном туризме показывает, что руководители туристских групп, а равно и участники водных походов не всегда отдают себе отчёт в том, что реки, озера и водохранилища, по которым проложен маршрут водного похода, потенциально опасны. Пренебрежение правилами безопасности как со стороны взрослых, так и детей может привести не только к возникновению аварийной ситуации, но и к несчастным случаям, часть из которых порою заканчивается трагически.
     Для того чтобы водное путешествие оставило приятные впечатления, необходима тщательная подготовка.
Катамаран-буклик



Малому кораблю - большое плаванье!

Семь футов под килем!

Запоминающегося и безопасного путешествия!

Источники:

  1. Отдых на природе. Места, статьи, события // Водный туризм. - URL: https://gotonature.ru/606-vodnyy-turizm.html (дата обращения: 04.01.2022);
  2. Вавилон бизнес идеи: книги, полезные советы и жизненные примеры // Водный туризм: популярные виды отдыха в России. - URL: https://vawilon.ru/vodnyj-turizm-naedine-s-prirodnoj-stihiej/ (дата обращения: 05.01.2022);
  3. Для-Спорта.Ру - Все что может помочь заниматься спортом // Водный туризм. Виды и снаряжение. Подготовка и особенности. - URL: https://dlia-sporta.ru/glavnaia/vidy-sporta/vodnyi-turizm (дата обращения: 06.01.2022);
  4. Видеоуроки в интернет - сайт для учителей // Безопасность в водном турпоходе. - URL: https://videouroki.net/video/07-bezopasnost-v-vodnom-turpohode.html (дата обращения: 06.01.2022);
  5. Персональный сайт Иванова А.М. // Водные походы и обеспечение безопасности на воде. - URL: https://иванов-ам.рф/obzh_06/obzh_materialy_zanytii_06_10.html (дата обращения: 06.01.2022);
  6. Учебные материалы онлайн // Основные виды транспорта, используемые в водном туризме. - URL: https://studwood.ru/1694129/tehnika/osnovnye_vidy_transporta_ispolzuemye_v_vodnom_turizme (дата обращения: 06.01.2022);
  7. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й класс; учебник для общеобразовательных организаций/Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В.Маслов; под ред. С.Н.Егорова - Москва: Просвещение, 2021.-175 с - ISBN 978-5-09-085084-1;
  8. Яндекс Картинки: поиск изображений в интернете, поиск по изображению. - URL: https://yandex.ru/images/ (дата обращения: 29.01.2022);
  9. Фото автора сайта.
Made on
Tilda