Виды препятствий
в соревнованиях по технике пешеходного туризма
Материал подготовлен на основании правил вида спорта «спортивный туризм» разработанных общероссийской спортивной федерацией по виду спорта «спортивный туризм» (Федерация, ФСТР) с учетом правил Международной ассоциации общественных объединений по спортивному туризму «Международная Федерация спортивного туризма» (МФСТ), регулирующих проведение соревнований по спортивному туризму и действующих на всей территории Российской Федерации.
  Соревнования по пешеходному туризму, в виде спорта "спортивный туризм", проводятся в спортивных дисциплинах: "маршрут" и "дистанция":
  • «маршрут» - соревнования по которым состоят в прохождении спортивных туристских маршрутов с преодолением категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.);
  • «дистанция» - соревнования по которым состоят в преодолении дистанций, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.
  Соревнования заключаются в выявлении сильнейших спортсменов и спортивных туристских групп при прохождении спортивных туристских маршрутов и дистанций.
  Официальные спортивные соревнования по спортивному туризму на территории Российской Федерации проводятся по данным Правилам вида спорта «спортивный туризм», которые обязательны для спортсменов, тренеров, представителей команд, судей и организаторов этих соревнований.
  Вопросы организации и проведения соревнований и других спортивных туристских мероприятий, не вошедшие в настоящие Правила, регулируются Регламентами, утверждаемыми общероссийской федерацией по виду спорта «спортивный туризм».
  Организаторами могут вноситься дополнительные Условия проведения соревнований, не противоречащие данным Правилам, которые уточняют порядок проведения соревнования и другую информацию по организации судейства. Соответствующая информация об этом доводится до участников соревнований до их начала.

Препятствия на спортивных туристских маршрутах
Маршрут
  Соревнования по группе спортивных дисциплин «маршрут» заключаются в прохождении в природной среде спортивных туристских маршрутов, включающих участки категорированных по технической трудности препятствий (перевалы, траверсы, вершины, пороги, каньоны, пещеры и пр.) и выявлении сильнейших спортсменов и спортивных туристских групп.
   По категориям сложности отличают маршруты 1-6 категорий сложности на пешеходных маршрутах.
Препятствия на туристских маршрутах.  Классификация и категорирование. 
Нажми на заголовок для раскрытия и просмотра текста
Спортивные туристские маршруты классифицируются по видам туризма (спортивным дисциплинам) и по категориям сложности.
Препятствия туристских маршрутов классифицируются по видам туризма и по категориям трудности.
Определение (установление) категории сложности маршрута и категории трудности препятствия называется категорированием.
Классификация и категорирование туристских маршрутов и препятствий осуществляется Маршрутно-квалификационными комиссиями Федерации и, в рамках спортивных соревнований, спортивными судьями по виду и судьями-экспертами.
Туристские маршруты каждой спортивной дисциплины имеют свои типичные препятствия и факторы, отражающие специфику вида туризма, но маршрут любого вида туризма может включать препятствия, характерные и для других видов туризма.
Факторы природной среды, климатические и географические характеристики района, в котором проходит спортивный туристский маршрут, не относятся к технически трудным препятствиями, но они влияют на трудность прохождения туристского маршрута и, следовательно, на категорию сложности этого маршрута.
Категория сложности маршрута:
     В зависимости от технической трудности локальных (перевалы, вершины, пороги и др.) и протяженных препятствий (траверсы, пещеры, каскады порогов, каньоны), а также других факторов природной среды, характерных для каждого вида туризма (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.), спортивные туристские маршруты классифицируются от 1 - простой, до 6 - самой сложной к.с., а также 1, 2 или 3 степени сложности.
     Категория сложности маршрутов и категория трудности локальных и протяженных препятствий определяются в соответствии с документами, содержащимися в Регламенте («Классификация туристских маршрутов», «Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов», Перечни препятствий по видам туризма и др.).
Соревнования различаются по статусу соревнований, который определяется в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией.
Соревнования всероссийского статуса проводятся на маршрутах 4-6 к.с., соревнования статуса федеральных округов - на маршрутах 3-5 к.с., соревнования статуса субъектов Российской Федерации - 2-4 к.с., соревнования муниципального статуса - 1-3 к.с. Соревнования всероссийского статуса в возрастных группах «юниоры/юниорки», «юноши/девушки» проводятся на маршрутах 1-3 к.с., соревнования статуса федерального округа в возрастной группе «мальчики/девочки» – на маршрутах 1 к.с.


Локальные препятствия (ЛП) пешеходного маршрута
Характеристика
Переправа
1-3 категории: Простейшая. Переправы через реки с небольшой скоростью течения, преодолеваемые индивидуально без затруднений.
2-4 категории: Простая. Переправы через реки шириной не менее 10 м или глубиной не менее 60 см, преодолевается индивидуально с некоторыми затруднениями, «стенкой» проходится легко.
3-6 категории: Средняя. Брод «стенкой» или с самостраховкой за перила при невозможности индивидуальной переправы без страховки, укладка бревна длиной > 5 м и переправа по нему с перилами.
4-6 категории: Сложная. Навесная переправа, переправа по перилам вброд или вплавь с «поплавком» при невозможности перейти «стенкой», укладка бревна длиной > 7 м и переправа по нему с перилами.
5-6 категории: Очень сложная. Навесная переправа при невозможности переправы первого участника вброд, укладка бревна длиной > 10 м и переправа по нему с перилами.
Перевал
1-3 категории: Не менее 100 м перевального взлета, движение затруднено осыпями, растительностью, легкими скалами, не требующими коллективной страховки.
2-6 категории: Характеризуются по отдельной таблице перевального взлёта и категориями трудностей.

Вершина
2-4 категории: Не менее 300 м перепада высот, движение затруднено осыпями, растительностью, легкими скалами.
3-6 категории: Осыпь, снег, обходимые выходы скал. Возможно индивидуальное движение подготовленного участника (без рюкзака) без опоры руками на склон.
4-6 категории: Осыпь, снег, лед, одиночные выходы скал. Индивидуальное движение подготовленного участника (без рюкзака) без опоры руками на склон очень затруднено, местами требуется страховка.
5-6 категории: Осыпь, снег, лед, скальные участки. Движение подготовленного участника (без рюкзака) без страховки небезопасно, местами требуется искусственная опора (перила). Общая протяженность перил до 100 м.
Траверс гребня
2-5 категории: Лесистый, осыпной, снежный. Уклон вдоль гребня 15-20 град, длина траверса не менее 3 км.
3-6 категории: Травянистый, осыпной, снежный, участки легких скал, индивидуальная страховка, уклон вдоль гребня 20-25 град., длина не менее 2км.
4-6 категории: Осыпной, снежный, ледовый, участки скал, требуется коллективная страховка. Уклон вдоль гребня 25-30 град., длина не менее 1 км.
5-6 категории: Труднопроходимые скалы/участки льда: страховка коллективная. Уклон 35 град., длина не менее 500 м.
Каньон
1-6 категории: Движение по песку, гальке, траве, камням и осыпям без страховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) > 200 м.
2-6 категории: Движение без страховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) не менее 200 м.
3-6 категории: Движение вдоль каньона не менее 200 м; применение страховки не менее чем на 25% длины участка.
4-6 категории: Движение вдоль каньона не менее 200 м; применение страховки не менее чем на 50°й длины участка.
5-6 категории: Движение вдоль каньона не менее 200 м; навешивание перил и применение страховки не менее чем на 75% длины участка.
Водный участок
2 категория: Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, в которых не требуется выбора линии движения и разведки.
3 категория: Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды.
4 категория: Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды.
5-6 категории: "Сложное" препятствие. Протяженная сложная шивера или порог с большим количеством камней, "бочками" и валами 1- 1,5м, каньон, щеки с преп. 3 к.т., каскад порогов. Имеются места для причаливания.
Препятствия (этапы) на спортивных пешеходных дистанциях
     По характеру соревнования на дистанциях делятся на: ­
  • личные (результаты засчитываются отдельно каждому участнику (связке, экипажу)); ­
  • лично-командные (результаты засчитываются каждому участнику и командам); ­
  • командные (результаты засчитываются командам (при общем времени старта членов команды)).
    По протяженности дистанций: ­
  • короткая – дистанция минимальной протяженности, с высокой насыщенностью техническими этапами и специальными усложняющими техническими приёмами или заданиями; ­
  • длинная – дистанция значительной протяженности, с прохождением технических этапов и, как правило, этапов ориентирования на местности.  
     Классы дистанции (от 1 до 6), от легкого к трудному, зависят от количества, трудности прохождения и разнообразия препятствий (этапов), насыщенности задач и требований к технической и физической подготовленности участников.
     Каждый класс дистанции должен иметь свой минимальный набор определяющих технически сложных элементов препятствий (этапов), требующих строго определённых специальных технических навыков у спортсмена для их прохождения.
   Соревнования могут проводиться как в природной среде, так и на искусственном рельефе.
   Местом проведения соревнований является участок местности (площадка) для постановки дистанции, содержащий необходимый набор естественных или искусственных препятствий (этапов).
    Дистанция должна быть спланирована так, чтобы: ­ для успешного её прохождения в равной мере требовалась физическая и техническая подготовка; ­ было соблюдено равенство условий борьбы для всех участников; ­ участники не пересекали опасные места (железнодорожные пути, дороги с интенсивным движением транспорта и т.п.), не передвигались по запретным для движения территориям, через неблагоприятные в экологическом отношении участки (свалки, отстойники очистных сооружений и т.п.).
Этапы (препятствия) спортивной дисциплины «дистанция – пешеходная»
Спуск по перилам
   Данный этап ставится только в блоке этапов либо входит в общую длину этапа «Спуск по склону». Длина этапа от 2 м - до 10 м. Крутизна склона от 60 до 90 град.
   Технические приёмы (вариант прохождения):
  • Самостраховка, перила судейские.
  • Организация перил, самостраховка.
Спуск по склону
  Длина этапа от 10 м - до 45 м. Крутизна склона от 20 до 60 град.
   Технические приёмы (вариант прохождения):
  • Самостраховка, перила судейские.
  • Организация перил, самостраховка.
Подъём по перилам
   Данный этап ставится только в блоке этапов либо входит в общую длину этапа «Подъём по склону». Длина этапа от 2 м - до 10 м. Крутизна склона от 60 до 90 град.
   Технический приём (вариант прохождения): самостраховка, перила судейские.
Подъём по склону
  Длина этапа от 10 м - до 45 м. Крутизна склона от 20 до 60 град.
   Технические приёмы (вариант прохождения):
  • Самостраховка, перила судейские.
  • Организация перил, самостраховка.
Траверс склона
   Длина этапа от 15 м - до 45 м. Крутизна склона от 20 до 60 град.
   Технические приёмы (вариант прохождения): самостраховка, перила судейские.
Переправа вброд
    Длина этапа от 15 м - до 60 м. Глубина брода от 0,2 м -  до 1,2 м.
   Технические приёмы (вариант прохождения): самостраховка, перила судейские.
При скорости течения от 1 до 2 м/с максимальная глубина брода не должна превышать 0,8 м, при скорости течения от 2 до 3 м/с — 0,5 м, при скорости течения более 3 м/с постановка этапа «Переправа вброд» запрещена.
Переправа по бревну
  Длина этапа от 5 м - до 20 м. Длина бревна от 5 м -  до 12 м.
   Технические приёмы (вариант прохождения):
  • Самостраховка, перила судейские.
  • Самостраховка, восстановление перил.
  • Организация перил, самостраховка.
Переправа по бревну методом "горизонтальный маятник"
 Длина этапа от 5 м - до 20 м. Длина бревна от 5 м - до 12 м.
   Технические приёмы (вариант прохождения):
  • Опора на перила, перила судейские.
  • Опора на перила, организация перил.
Навесная переправа
  Длина этапа от 10 м - до 40 м. Угол наклона перил  от 0 град. - до 19 град.
   Технические приёмы (вариант прохождения):
  • Самостраховка, перила судейские.
  • Самостраховка, восстановление перил.
  • Организация перил, самостраховка.
Переправа по параллельным перилам
  Длина этапа от 10 м - до 30 м. Угол наклона перил от 0 град. - до 10 град.
   Технические приёмы (вариант прохождения):
  • Самостраховка, перила судейские.
  • Самостраховка, восстановление верхних или нижних перил.
  • Самостраховка, восстановление верхних и нижних перил.
  • Самостраховка, организация верхних или нижних перил.
  • Самостраховка, восстановление верхних или нижних перил, организация нижних или верхних перил.
  • Самостраховка, организация верхних и нижних перил.
Спуск по наклонной навесной переправе (угол наклона 20 градусов и более)
  Длина этапа от 10 м - до 40 м. Угол наклона перил от 20 град. - до 40 град.
   Технические приёмы (вариант прохождения):
  • Самостраховка, перила судейские, судейские перила для организации самостраховки с помощью ФСУ.
  • Самостраховка, восстановление перил, судейские перила для организации самостраховки с помощью ФСУ.
  • Самостраховка, перила судейские, организация перил для самостраховки с помощью ФСУ.
  • Самостраховка, восстановление перил, организация перил для самостраховки с помощью ФСУ.
  • Самостраховка, организация перил, судейские перила для организации самостраховки с помощью ФСУ.
  • Самостраховка, организация перил, организация перил для самостраховки с помощью ФСУ.
Подъём по наклонной навесной переправе (угол наклона 20 градусов и более)
  Длина этапа от 10 м - до 40 м. Угол наклона перил от 20 град. - до 40 град.
   Технические приёмы (вариант прохождения):
  • Самостраховка, перила судейские.
  • Самостраховка, восстановление перил.
  • Самостраховка, организация перил.
Переправа методом "вертикальный маятник"
  Длина этапа от 2 м - до 6 м. Высота опоры для закрепления перил "вертикального маятника" от 4 м - до 10 м.
   Технические приёмы (вариант прохождения):
  • Самостраховка, перила судейские.
  • Самостраховка, организация перил.
     На дистанциях 1 класса этапы «Спуск (подъём) по склону с самостраховкой по судейским перилам», при крутизне склона не более 30 градусов и без вертикальных участков, допускается заменять этапами «Спуск (подъём) спортивным способом».
      На дистанциях 1 и 2 классов на этапах «Спуск (подъём) по склону», при применении самостраховки схватывающим узлом, крутизна склона должна быть не более 30 градусов. Вертикальные участки не допускаются.
      На дистанциях 1 класса на этапах «Переправа по параллельным перилам», «Переправа по бревну» допускается осуществлять переправу без обеспечения участников самостраховкой с опорой на перила, если это прямо указано в Условиях. При этом:
а) высота нижних перил переправы по параллельным перилам должна быть не более одного метра над рельефом на протяжении всей рабочей зоне (РЗ) этапа;
б) высота бревна должна быть не более 0,5 м над рельефом.
      В любом из перечисленных случаев должна быть организована судейская гимнастическая страховка (страховочная петля).

„Препятствия - проверка твоей решимости.“

Радецкий Фёдор Фёдорович
российский государственный и военный деятель, генерал от инфантерии, генерал-адъютант (1820 - 1890)
Источники:
  1. ЭКСТРИМ-КОМАНДА FRs / Спорт и туризм / Исследования пределов человеческого организма // Правила соревнований по спортивному туризму. -URL: http://frs24.ru/st/pravila-sportivnogo-turizma/ (дата обращения: 14.01.2024);
  2. ФСТР - Федерация спортивного туризма России - Русское общество туристов (основано в 1895 г) // Спортивный туризм в России // regplay_2021.pdf. - URL: https://tssr.ru/files/materials/2619/regplay_2021.pdf (дата обращения: 14.01.2024);
  3. Туризм Приморского края // Методика категорирования пешеходного маршрута (с препятствиями). - URL: https://turizm.primkray.ru/sites/default/files/files/Методика (дата обращения: 14.01.2024);
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В. Маслов; под ред. С.Н.Егорова. - Москва: Просвещение, 2021;
  5. Источник изображений: фото автора и открытые источники сети Интернет.
Made on
Tilda