Туристская группа на маршруте
Пешеходный туризм в настоящее время является наиболее распространённым, что объясняется его доступностью.


    Тактика – совокупность средств и приёмов для достижения намеченной цели.
     Основная цель в туристском походе – прохождение маршрута с наименьшими затратами сил и с максимальной безопасностью. Вокруг этих двух определяющих основной цели в зависимости от ситуации возникнут и другие цели и задачи, но на выбор тактики они не оказывают решающего воздействия.   
     Выбор тактики прохождения маршрута определяется физической и технической подготовкой туристов. Невозможно тактически верно построить маршрут, не учитывая реальной физической, технической и морально-волевой подготовки членов группы. Выбор тактики проведения похода производится в период изучения района похода и разработки его маршрута.
Планируется прохождение маршрута с преодолением известных естественных препятствий, исходя из опыта и возможностей группы. Во время разработки маршрута следует учитывать рациональные тактические приёмы. Для этого необходимо хорошо знать сложные участки маршрута и представлять себе, какими способами и средствами они будут преодолеваться (т.е. сначала туристы «проходят» маршрут мысленно). Таким образом, составляется план-график похода, на котором отражаются участки маршрута, их характеристики, способы преодоления и примерное время прохождения.
     При разработке тактики похода туристы используют все данные, полученные на стадии изучения района и маршрута похода. И чем больше этих сведений, тем чётче можно спланировать его прохождение. Во время похода тактика движения группы может претерпеть изменения в соответствии с уточнёнными данными о характере естественных препятствий, физическим состоянием участников, погодными условиями.
    Не отклоняясь от основного маршрута, группа может СПЛАНИРОВАТЬ радиальный выход в какую-либо точку для выполнения краеведческого задания, выхода на обзорную площадку и т.д. Затем группа возвращается на маршрут и продолжает движение к конечной точке.
     В целях обеспечения безопасности участников группы при разработке маршрута обязательно предусматриваются запасные варианты на случай ухода группы с основного маршрута при возникновении какой-либо экстремальной ситуации (болезнь участника, невозможность прохождения перевала или организации переправы и т.д.). Такие варианты надо предусматривать и на не очень сложных маршрутах.
     Одним из элементов маршрута, а также фактором обеспечения безопасности является организация днёвок – дней отдыха на маршруте для восстановления сил, разведки неизвестных участков, выполнения краеведческих заданий. Днёвка также служит запасом времени на случай, если по какой-либо причине группа выбилась из графика. Тогда время, запланированное на днёвку, используется для ликвидации отставания. В этих же целях планируются резервные дни (как правило, на малоизученных маршрутах или в предположении ухудшения погоды, например в межсезонье)
     Ещё один из тактических приёмов – заброска продуктов на маршрут с целью уменьшения выходного веса рюкзака. Возможна также на сложном участке переноска груза «челноком». Такой вариант используется в случае невозможности преодоления препятствия с полной выкладкой или в случае болезни и травм участников. При этом группа останавливается, и груз переносится по частям. Так, в частности поступают туристы-водники, поднимая плавсредства в верховья горных рек.
       А в лыжном туризме с успехом используют различной конструкции санки – волокуши.
Порядок движения группы на маршруте
     Правильная организация движения группы обеспечивает ритмичность работы организма, дозировку физических нагрузок, четкость в действиях группы, что, в общем, положительно сказывается на безопасности прохождения маршрута. Он определяется рельефом местности, наличием и характером сложных участков, наличием ослабленных участников.
      Направляющий и замыкающий в группе. Как правило, первым идет направляющий – командир или проводник (штурман) группы. В конце колонны – замыкающий.
       За направляющим обычно ставят самых слабых участников – это девочки или кто-то из ослабевших (заболевших) ребят. Детям следует четко объяснить функции направляющего и замыкающего в колонне. Направляющий может идти в своем темпе, немного впереди, и нет нужды постоянно его догонять всей колонной. Он ведь изредка останавливается, чтобы сориентироваться, или уходит немного вперед для разведки, т.е. идет в рваном темпе. Колонна же должна идти в ровном темпе, равняясь на слабейшего.
     Ответственна роль замыкающего. Эту роль поручают имеющему хотя бы небольшой опыт члену группы,  или, если таковых в группе еще нет, самому ответственному из мальчиков. Его задача – следить, чтобы группа не растягивалась, чтобы никто не отстал; оказывать помощь отстающим.
    За замыкающим не должно быть никого из членов группы. Если кому-то необходимо остановиться, замыкающий определяет – останавливать всю группу или остановиться вдвоем. Об этом он должен сообщить руководителю группы. И только тот принимает решение.
Туристский строй. Самое удобное движение группы – колонной по одному. Однако если группа идет по проселочной дороге, то можно допустить движение свободным строем. Но при этом у руководителя появляется дополнительная забота – не допустить ходьбу наперегонки или напротив предотвратить растягивание группы, наступающее вследствие затеянных разговоров участниками между собой. При ходьбе по тропам, в лесу, в горах следует идти только колонной, сохраняя заданный руководителем группы интервал.

     Изучение, разведка сложных участков маршрута. Перед разветвлением троп, дорог; изменением направления движения, перед возникающими препятствиями (реки, болота, овраги и т.д.) направляющий останавливает группу и организует по согласованию с руководителем разведку. Для уточнения местоположения, направления движения руководитель может выслать в нескольких направлениях группы по 2 – 3 человека, предварительно проинструктировав их, определив время разведки и возвращения назад (контрольное время). Перед преодолением препятствия участники внимательно изучают возможность его преодоления и уточняют тактику действий. При этом следует посмотреть, есть ли необходимость преодолевать это препятствие, или есть возможность его обойти по более легкому и безопасному пути.
      При движении возможны перестроения колонны, вызванные сложными участками: спусками, подъёмами, осыпями и т.д. Такое решение принимает руководитель группы, и участники обязаны точно выполнять указания. Одно из простейших перестроений – колонна, в которой перед каждой девочкой идёт мальчик для оказания ей необходимой помощи.

Порядок движения группы на маршруте
     Утром, перед выходом, руководитель должен проверить снаряжение, вес рюкзаков у каждого участника и, если целесообразно, переупаковать их, разгрузив слабых туристов.
     Далее он определяет порядок следования членов группы. Строй - это элемент организованности и фактор безопасности. По строю судят о чувстве коллективизма, взаимопомощи. Строй сильно мо­рально влияет на "слабых" в группе, добавляя им новые силы.
     А где во время движения находятся руководитель и его заместитель? Он своё место опреде­ляют в зависимости от ситуации. При сложных условиях ориентирования один из них идёт в голове колонны с направляющим; при нормальном движении группы – в  середине колонны; а может идти некоторое время с замыкающим, так как он зачастую обижается, что идет последним и ему скучно.
     Но в группе должно быть заведено строгое и непреложное правило: при подходе к препятствию группа останавлива­ется, руководитель осматривает (оценивает) препятствие и дает команду на обход препятствия или объявляет порядок его прохождения прохождение.
      Чтобы нормально пройти маршрут и сохранить силы необходимо установить распорядок дня, режим и темп движения. Самое удобное время для передвижения в летний период – первая половина дня с 9 до 12 часов, когда ещё не жарко и не тяжело идти. До 16 часов рекомендуется группе отдыхать, а с 16.00 до 18.00, когда жара спадёт, продолжать движение. В зимнее время рекомендуется начинать движе­ние по истечении одного часа после рассвета и заканчивать за два часа до наступления темноты (при ночлеге в палатке).

Обычно в распорядке дня предусмат­ривают:
  • утреннее бивачное время (подъём, завтрак, подготовка к выходу),
  • ходовое время,
  • большой привал (обед, отдых),
  • вечернее бивачное время (оборудование лагеря, ужин,
  • свободное время) и
  • сон.
    Конкретное расписание на день зависит от характера путешествия, сложности маршрута, природных и погодных условий, подготовленности туристов.
     Обычно день в многодневном походе начинается с подъема дежурных за час до общего подъёма группы, чтобы успеть подготовить завтрак. Общий подъем - в 7 часов утра, в очень жаркие дни и в горах подъём назначается за 2-3 часа до рассвета. В зимних походах общий подъём часто приурочивают к завтраку, чтобы максимально использовать тепло палатки. Во время завтрака уточняется порядок движения. На сон отводится 7 - 8 часов. В по­ходе желательно трехразовое горячее питание. В спортивных походах с жестким графиком движения обед заменяют перекусом, в который должны включаться горячие напитки (чай, бульон), сохраняемые теплыми в термосах.

Режим и темп движения
    Режим движения. Первый  переход длится примерно 15-20 минут. Затем делается короткий технический привал, необходимый для подгонки снаряжения, рюкзаков, обуви, переодевания в более легкую одежду. Далее группа движется примерно  по 45 минут, организуя 15-минутные привалы. Руководителю не сле­дует пренебрегать привалами, даже если некоторые участники говорят, что не устали.

     Темп движения. Во время движения по маршруту руководитель инструктирует направ­ляющих, которые задают группе необходимый темп движения. Ничто не выматывает так участников в походе, как неравномерный, "рваный" темп.

      Ритмичность движения – это  главное средство сохра­нения сил. На хорошей дороге она выражается в постоянной скорости, без рывков и остановок. На спусках скорость движения незначительно увеличивается, на подъемах – уменьшается. Изменять ритм следует плавно, в начале темп несколько замедленный, затем постепенно увеличивая скорость и сбавляя её перед завершением перехода.

     Техника туризма – это правила и приёмы движения и преодоления естественных препятствий, встречающихся на маршруте. Основное правило при построении маршрута и движении по нему – если есть возможность, то препятствие лучше обойти.
       Естественные препятствия можно классифицировать по:

–  формам рельефа (равнина, горы, овраги);

–  типу растительности (слабая, густая, проходимая, труднопроходимая, высокотравье, стланик);

–  виду покрытия (грунтовая, каменистая тропа или дорога, травянистое покрытие, кочкарник);

–  гидросети (ручьи, реки, болота).

       При движении по лесу нужно использовать попутные проселочные дороги, просеки, тропы, поляны. По тропе, даже слабозаметной идти гораздо легче, чем напрямую – по азимуту. К тому же тропа, как правило, огибает препятствия или пересекает их в удобном месте.
       При движении через густой подлесок следует придерживать ветки, чтобы они не стегали лицо идущего сзади. С этой же целью члены группы должны идти с интервалом в 3 – 5 метров, позволяющим не терять из виду впереди идущего. Идущие впереди должны предупреждать голосом об опасных местах: ямах, торчащих корнях деревьев, лежащих поперек тропы бревнах, скользких местах.



     Не следует наступать, если это возможно, на поваленные деревья. Во-первых – можно поскользнуться, а во-вторых – наступая на дерево, а потом, опускаясь опять на землю, мы совершаем ненужную работу, бесполезно расходуем свою энергию. Поваленные деревья лучше обойти или перешагнуть, при этом группа не останавливается и, главное, не теряет темп. Ещё аккуратнее надо идти через лесную чащу, если есть необходимость движения по азимуту.
     Заросшие глубокие овраги, распадки, нередко заваленные буреломом, камнями, с протекающими по дну ручьями надо преодолевать, выбирая наиболее пологие склоны.
      Довольно трудно передвигаться в тундровой зоне и среднегорье, где произрастает стланик – заросли стелющегося по земле кустарника с жёсткими ветками и сильной корневой системой. Он бывает довольно низким, а иногда достигает высоты выше человеческого роста (например, рододендрон). При входе в такие заросли следует заранее наметить направление движения и придерживаться его. Одежда при этом должна закрывать все части тела, брюки лучше заправить под носки (можно приготовить для этого специальные «фонарики», предохраняющие ноги и брюки). Таким же образом надо действовать при движении по карликовой растительности.
      Движение в тайге имеет свои особенности. Здесь гораздо меньше, чем в лесу троп и, тем более, дорог; гораздо больше завалов, бурелома. Это осложняет и замедляет движение. К тому же осложняется и ориентирование на маршруте. При движении надо стараться выбирать более свободные места, обходя завалы. Если такой возможности нет, то преодолевать их надо осторожно, помогая, друг другу.

     На маршруте возможны и другие естественные препятствия – болота. Преодоление их требует значительных физических и психологических усилий.
Болота подразделяются на низинные, верховые и «висячие». Первые образуются в поймах рек, при зарастании водоёмов и питаются в основном грунтовыми водами. Верховые (моховые) чаще встречаются на водоразделах и питаются за счет атмосферных осадков. «Висячие» болота чаще встречаются в горах, на склонах. Они образованы выходом ключей и атмосферными осадками.
       Болота по проходимости классифицируются на проходимые, труднопроходимые и непроходимые. Первые из них покрыты густой травой вперемежку с осокой. Труднопроходимые болота покрыты мхом, среди которого видна вода, растет трава пушица, густой кустарник ивы, ольхи, березы. Продвигаются по такому болоту по одному по мшистым полоскам и грядам, поросшим невысоким кустарником.
        Непроходимое болото представляет большую опасность. Оно покрыто камышом или плавающим травяным покровом. Такое болото лучше обойти, даже потеряв на это какое-то время.
   Страховка – это совокупность действий, приёмов и правил, обеспечивающих предупреждение или задержание участника при срыве на сложном участке.
   Простейшим видом страховки является самостраховка, когда обеспечение безопасности прохождения осуществляет сам участник. Простейшим приёмом самостраховки является использование при движении по склонам альпенштока. Он представляет собой крепкую палку длиной в рост туриста с заостренным концом – штычком (для надежности штычок делают металлическим). Сейчас в продаже большое количество альпенштоков телескопических промышленного производства.
   Групповая страховка предусматривает обеспечение безопасности участника при участии членов группы. Совокупность первого и второго вида страховки – комбинированная страховка.

    При подъеме и спуске по склону используются вертикальные перила (основные веревки). По необходимости они могут закрепляться без натяжения или натягиваться жестко.
    Самостраховка осуществляется с помощью страховочной системы с использованием схватывающего узла.
    При траверсе склона перила могут быть как горизонтальные, так и наклонные. В первом случае к перилам участник крепится с помощью карабина, во втором – с помощью схватывающего узла, чтобы при падении не скользить вдоль наклонных перил.
    Групповая страховка может быть двух видов нижняя и верхняя.
При подъёме первого члена группы по крутому склону используется нижняя страховка, при этом страховочная веревка подходит к участнику снизу. Для уменьшения расстояния падения участника при срыве веревку продергивают через промежуточные пункты страховки (петли, крючья, закладки и др.), через карабины. Эти пункты страховки выбирают таким образом, чтобы в случае срыва участник не оказался в положении маятника.
    Сопровождение осуществляется при организации навесной переправы и переправах с перильной страховкой и служит для экстренного вытягивания потерявшего способность самостоятельного передвижения участника на берег Для сопровождения может использоваться основная и вспомогательная веревки.


    Следующая группа препятствий - водные (ручьи и реки), которые встречаются и на равнине и в горах. По своему характеру равнинные и горные реки сильно различаются. Скорость течения равнинных рек невелика. Берега часто заболочены, глубина и ширина рек значительна. Горные реки имеют гораздо большую скорость течения, но меньшую глубину. Ширина их небольшая, берега и дно каменистые.
Реки – опасные препятствия для самостоятельного преодоления, и по возможности лучше поискать мост, клади, паром. Преодолевать реку вброд, наводить переправу желательно только в случае крайней необходимости или в учебных целях. При этом следует еще раз вспомнить об Инструкции – все участники походов должны уметь плавать.
     Однако знать способы переправы юные туристы должны. К тому же переправы, как зрелищные технические этапы, включаются в программы соревнований по туризму. Существует много способов переправы. Выбор зависит от характера реки и уровня подготовки участников похода. Руководитель группы определяет наиболее удобное место для организации переправы, проводит разведку и после этого решает, каким способом переправа будет осуществляться.
     Переправа вброд – наиболее распространенный способ. Для переправы выбирается участок реки с наименьшей глубиной и скоростью течения. Глубина не должна превышать 1,2 метра, скорость течения 3 м/сек. На горных реках выбираются участки, где основное русло реки разделяется на несколько более узких и неглубоких рукавов. Если из воды выступают камни, надо намечать путь ниже этих камней относительно течения реки. Хоть там вода пенится, кажется более быстрой, но из-за возникших турбулентных потоков давление на ноги там меньше и идти легче.
     Не следует пытаться перебраться на другой берег, прыгая с камня на камень. Очень легко поскользнуться на мокром камне и упасть в воду, получить при этом травму. Камни можно использовать только в том случае, когда есть возможность переступать с одного камня на другой, не прыгая, опираясь при этом на шест (альпеншток может оказаться коротким из-за высоты камней. Шест ставится выше линии движения относительно течения реки.



   При переправе вброд по одному надо использовать для самостраховки альпеншток, ставя его выше себя по течению реки и опираясь на него. Если это сложно, можно переходить группами по несколько человек шеренгой. В этом случае наиболее сильного участника ставят выше по течению. На него придется основной напор воды.
   Ни в коем случае нельзя переходить реки вброд босиком. Большая вероятность наступить на что-то острое (коряги, ребра камней) и потерять равновесие.
Возможен вариант с наведением веревочных перил. В этом случае первый переправляющийся страхуется двумя веревками: основной и вспомогательной. Страхующий основной веревкой находится выше по течению реки. В случае падения переходящего реку, страхующие ниже по течению вспомогательной веревкой подтягивает его к берегу. После переправы первый участник закрепляет веревку на берегу и все переправляются на другой берег, пристегиваясь карабином к наведенным перилам. Для надежности можно организовать сопровождение участников вспомогательной веревкой "челноком" на случай падения и невозможности самостоятельного движения.
   Если водная преграда не слишком широка, можно попытаться положить через неё бревно или повалить растущее на берегу дерево поперёк реки. После этого первый участник, как и при переправе вброд, на страховке переходит (переползает) на другой берег и закрепляет там перила. Используя их, по бревну переправляются все члены команды.
   Наиболее сложные способы организации переправы, которые используются в основном на туристских соревнованиях – переправа по веревке с перилами и навесная переправа. Наведение таких переправ – процесс трудоёмкий и посильный лишь хорошо подготовленным группам.



 
  Избегайте неоправданного риска в походе
  Короткий путь никогда не являлся самым легким и безопасным. Не испытывайте свой организм на прочность. Неправильно выполненные прыжки, резкие рывки и даже бег может стать причиной травмы, что поставит под угрозу прохождение маршрута, а также Вашу жизнь в случае отсутствия связи.

Источники:
  1. ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // rfstspb.ru/media/attachments/2023/02/01/.pdf. - URL: https://rfstspb.ru/media/attachments/2023/02/01/.pdf (дата обращения: 23.04.2021);
  2. Походы в горы с профессионалами! / EzoTour.com // Режим движения в походе. - URL: https://ezotour.com/rezhim-dvizheniya-v-pohode (дата обращения: 23.04.2021);
  3. Мультиурок - проект для учителей // Мозалевская Т.Р. Правила движения в туристическом походе. - URL: https://multiurok.ru/files/pravila-dvizheniia-v-turisticheskom-pokhode.html (дата обращения: 24.04.2021);
  4. Дзен // Фордевинд Сочи. Передвижение во время туристического похода. - URL: https://dzen.ru/a/Xk7U8qrTizJmS1qX (дата обращения: 24.04.2021);
  5. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В. Маслов; под ред. С.Н.Егорова. - Москва: Просвещение, 2021.-175 с - ISBN 978-5-09-085084-1;
  6. Источник фотографии: фото автора и Яндекс. Картинки.
Made on
Tilda