Подготовка
к проведению
туристского похода

Изменение погодных условий, недостаточная подготовка попутчиков, получение травм может испортить запланированное путешествие. Правильное поведение, грамотная подготовка и экипировка, поможет сделать путешествие для вас полноценным и незабываемым.



    В наше время туризм занимает немало важную роль в жизни человека, так как, путешествуя, человек набирается новой жизненной энергии, крепкого здоровья, а самое главное отдыхает. Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе, туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека.
     В дни отдыха, в отпускное время, летом и зимой миллионы людей устремляются за город, на лоно природы, отправляются в многодневные туристские походы. В крови у нас эта страсть к дороге, желание увидеть новое, неизведанное. Туризм - наиболее доступная и рациональная форма активного отдыха, физической культуры и спорта. Смена обычной, повседневной обстановки даёт человеку возможность встряхнуться, получить заряд бодрости и здоровья.



Для того чтобы любой выход на природу прошёл успешно,
 к нему необходимо хорошо подготовиться.
      Сам процесс подготовки и проведения похода строго регламентирован «ОБЩИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов, ….», утвержденными приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. № 702/811 (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73807206/ ).
       Не потеряли своей актуальности Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися (https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-12112015-n-09-3173/prilozhenie/)

        ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ и Инструкция не формальные документы, а четкая регламентация и, в тоже время, подробные методические и организационные рекомендации педагогу по качественной подготовке и проведению серьёзных мероприятий с детьми – походов, экскурсий и др.. Инструкция основывается на опыте педагогов, много лет работающих с обучающимися. Выполнение всех требований и Методических рекомендаций является обязательным для всех организаторов туристских мероприятий с обучающимися.
В этих документах четко определены права и обязанности образовательной организации, проводящей мероприятие; руководителя и членов группы, порядок подготовки, регистрации и проведения похода или др. мероприятия.

  Подготовка похода начинается с выбора района проведения похода и определяется он, прежде всего, целью, которую на этот поход поставили и задачами, решение которых позволит этой цели достичь. По содержанию все цели походы можно условно разделить на:
-   учебно-тренировочные с целью совершенствования туристских умений и навыков. Сюда же можно отнести контрольные походы, смотры готовности, как форму проверки уровня подготовленности групп к серьезным спортивным походам;
-   спортивные, когда главная цель – выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), на значки «Юный турист России», «Турист России» или на спортивные разряды;
-   краеведческие или познавательные – главной целью которых является какое-либо краеведческое наблюдение или исследование, знакомство с памятниками истории, культуры и природы;
-   экспедиции или комплексные походы, когда решаются и спортивные и краеведческие задачи.
-   оздоровительные - походы, поездки в какую-либо местность с благоприятными для здоровья природно-климатическими условиями и пребывание там с целью отдыха, организуются прогул­ки, купания, катание на водных или горных лыжах, экскурсии, развлекательные мероприятия для снятия напряжения, для улучшения самочувствия;
-           агитационно-пропагандистские – распространение идей развития самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма как наиболее популярного вида активного отдыха, пропаганда здоро­вого образа жизни под девизом: "Духовность! Спорт! Природа!" с помощью устных выступле­ний, фотовыставок, стендов, видеофильмов, показательных выступлений, выставок туристского снаряжения;
-           военно-патриотические - планирование маршрута похода по местам боёв Великой Отечест­венной Войны, посещение музеев, памятников и братских могил и уход за ними.


Комплектование группы.
   Желательно, чтобы в  учебно-тренировочных походах участвовали все обучающиеся, не освобожденные от занятий физической культурой (требование ФГОС по части внеурочной деятельности).

    Комплектование группы очень тесно связано с целями похода и может осуществляться двумя способами. Первый из их - когда сначала намечают цель похода, а потом подбирают подходящих участников. При втором способе организации похода нужно сначала выявить участников в походе и лишь после этого намечать посильные для них цели.
     Немалое значение при подборе группы имеет возрастной фактор. Желательно, чтобы разница в возрасте детей не превышала 1 - 2 года.
При подготовке многодневного похода в расчет берутся кроме желания детей их техническая и физическая подготовка, а иногда и мнение коллектива.  
      Включать в состав группы участника, конфликтующего со всей группой, опасно. Неизвестно к каким ситуациям могут привести эти взаимоотношения на маршруте.


Распределение обязанностей
    При подготовке и проведении похода каждый участник должен отвечать за конкретные дела. Обязанности распределяются с учётом подготовленности и склонностей ребят.
    Командир похода. Это сам руководитель похода. Командир выбирает с ребятами место привала, руководит бивачными работами, следит за выполнением графика движения, хранит картматериал, принимает участие при распределении по палаткам и ведёт документацию похода.
    Комиссар похода. На эту должность выбирается самый чуткий и отрывчатый человек, который первым приходит на помощь, душа группы, основа здорового морального климата в ней. Как правило, комиссар несёт радиоприёмник и держит связь с внешним миром. При необходимости входит в контакт с местным населением, получая дополнительные сведения о маршруте движения.
     Завхоз по питанию. Вместе с командиром и шеф-поваром составляет меню похода и закупает продукты. Распределяет продукты по рюкзакам участников. Ведёт четкий учет, кто и что несёт из продуктов. По мере расхода продуктов занимается их перераспределением.
     Завхоз по снаряжению. Руководит подбором группового снаряжения. Распределяет его вместе с командиром среди участников, следит за его сохранностью и своевременным ремонтом. При уходе с привала контролирует, чтобы участники не оставляли снаряжение.
     Санитар. Его выбирают заблаговременно, и он проходит консультацию у школьного врача. Вместе с ним комплектует аптечку, которую несёт сам. Следит за личной и общественной гигиеной, выбирает места для забора питьевой воды (выше по течению реки), умывания и купания (ниже по течению реки). Показывает место для сооружения мусорной ямы и погреба. Контролирует правильность приготовления пищи. Должен знать съедобные и несъедобные ягоды и грибы. При необходимости оказывать первую помощь. С привала уходит последним. Убедившись, что мусор убран и уничтожены все следы пребывания группы.
     Костровой. При необходимости проходит обязательную предпоходную подготовку (правила противопожарной безопасности на природе). Выбирает место для костра, сняв дёрн, сооружает очаг. Дёрн складывает в удобное место и поливает водой. Должен иметь пилу, топор, сапёрную лопатку, тент для дров, свечи и рукавицы. Перед уходом с привала разравнивает политые водой угли и золу, возвращает дерн на своё место и поливает водой
     Шеф-повар. Пищу в походе обычно готовят по очереди. Обязанности шеф-повара - консультировать дежурных, составить перед походом меню и участвовать расчете продуктов. Шеф-повар должен знать нормы продуктов на человека, продолжительность варки тех или иных блюд.
     Фотограф. После похода составляет отчет. Устный отчет в виде туристического вечера, на котором показывает фотоальбом.
      Секретарь. Записывает данные по маршруту: где лучше пройти, где лучше остановиться, где питьевая вода, где можно купить продукты. Только такой отчет может помочь другим пройти этот маршрут.
     Замыкающий. Назначается из сильных, надёжных участников. Он помогает отстающим, регулирует скорость движения. Обычно ребята перед походом разрабатывают своеобразную сигнализацию, чтобы дать знать направляющему о каких-либо изменениях: «снизить скорость движения», «идём нормально», «можно прибавить».
    После того как установлена цель похода и определился состав группы и распределены все обязанности, наступает очередной этап подготовки - выбор и разработка маршрута.
     Если поход непродолжительный или в поход идут новички, можно воспользоваться специальными путеводителями, в которых рекомендуются уже разработанные маршруты или можно получить консультацию в туристическом клубе, в МКК. В них можно найти необходимую информацию о маршрутах, в том числе их схемы, и можно легко подобрать себе тот маршрут, который соответствует намеченным целям и составу группы.
       При разработке маршрута нужно собрать все необходимые сведения о районе похода, используя карты и схемы, описания сложных препятствий, информацию о погодных условиях, транспортных возможностях, состоянии дорог и переправ.
       По мере того как руководитель и ребята будут накапливать опыт в многодневных походах по родному караю, у них начнут появляться собственные идеи, сначала в виде вариантов рекомендованных маршрутов. Затем они постепенно переходят к самостоятельному составлению маршрутов уже по другим регионам, это дело более сложное.

Выбор маршрута
         Для подготовки маршрута спортивного похода (чаще они проводятся далеко за пределами своего населенного пункта) потребуются средне- и мелкомасштабные карты от 1:200000 и мельче. Они нужны для общего обзора района похода, знакомства с путями сообщений, гидрографией.
     В настоящее время вопрос обеспечения картографическим материалом значительно упростился благодаря ресурсам Интернета.
Дети с большим удовольствием выполнят эту задачу с помощью домашнего компьютера.
     После того, как район проведения похода определен, переходим к следующей стадии – выбору маршрута.                                         
      В первую очередь следует определить начальную и конечную точки маршрута, «привязав» их к транспортным магистралям.
        Выбирая маршрут, желательно избегать движения по (или вдоль) автомобильным и железным дорогам. Это и опасно и утомительно. Лучше использовать проселочные дороги, тропы и просеки. На предполагаемом маршруте определяются места для проведения занятий, организации привалов и ночлегов. Для организации ночлегов и обеденных привалов следует определять места с источниками пригодной для питья воды и наличием дров.


http://www.etomesto.ru/maps.php - карты районов России

      Знакомство с предполагаемым районом путешествия начинается с изучения литературы, в первую очередь специальной туристической. В ходе сбора сведений о предполагаемом районе путешествия начинают постепенно вырисовываться несколько возможных маршрутов. К моменту общего обсуждения обычно они уже бывают приблизительно намечены.
       После того как район путешествия выбран, начинается детальная разработка маршрута по карте. Маршрут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяется ориентировочные места ночлегов, днёвок, если надо, проведения исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов, разрабатываются запасные варианты на случай необходимости сократить маршрут или, напротив, увеличить его, если останутся лишние дни.
      После этого на отдельном листе составляется график движения:
День пути /Дата /Маршрут /Километраж /Примечание
       Вычерчивается схема маршрута, показывается на ней путь группы, дневные переходы, места ночлегов и днёвок. После того как поход разработан полностью, надо его утвердить и получить маршрутный документ.

     Все члены группы должны пройти медицинский осмотр не ранее чем за месяц до начала похода и получить разрешение врача на участие в походах I-III категорий сложности, а для участия в походах IV-VI категорий сложности заключение врачебно-физкультурного диспансера или физкультурного врача.
     Все материалы похода (схема маршрута, график движения, список участников с визами врача или медицинскими справками, списки личного и общественного снаряжения, продовольственный рацион и смета) утверждаются администрацией учреждения, проводящего данный поход. И все заявочные документы на проверку в МКК. На основании положительного заключения МКК руководителю группы выдается пронумерованная маршрутная книжка и заполненный бланк сообщения в КСС, заверенные подписью и штампом МКК. В маршрутную книжку вносятся особые указания и рекомендации группе, записываются место ее регистрации перед выходом на маршрут в соответствующих КОС и КСО, установленные контрольные сроки.
      Важнейшим мероприятием, позволяющим оказать группе в случае необходимости помощь, является организация контроля за прохождением ею маршрута в установленные сроки. Этот контроль осуществляют не только КСС, расположенные в районе похода, но и МКК. Контрольный срок считается нарушенным, если телеграмма не отправлена группой в течение контрольных суток. После этого начинаются поисковые работы. Поэтому одинаково плохи, слишком жесткие сроки, которые заставляют группу сокращать маршрут, двигаться в вечернее, а то и в ночное время, пренебрегать на сложных участках страховкой, и слишком растянутые сроки, могущие привести к тому, что группа, потерпевшая аварию, не сможет получить своевременную помощь




  При подготовке к походу необходимо всем принять самое активное участие в разработке его плана совместно с руководителем, с родителями или с группой одноклассников под руководством учителя, если в поход идёте классом.
   Руководитель похода назначает из числа авторитетных и ответственных участников помощника, который контролирует все вопросы походной жизни.
   В принципе, среди всех участников походной группы, должны быть распределены различные обязанности (повар, помощник повара, фотограф, хронограф, завхоз, мастер по ремонту и т.п.) или обязанности закрепляются на время, в соответствии с определённым графиком.
   Руководитель также назначает санитара, который хранит в своём рюкзаке походную аптечку.
Как правильно собрать аптечку туриста
Аптечка – это один из обязательных предметов в походном рюкзаке. Мы все знаем, что лучше никогда не заниматься самолечением, но в походных условиях правильно выбранный комплект медикаментов помогает сохранить здоровье и работоспособность, а в некоторых случаях – спасает жизнь.

При сборе аптечки нужно учесть следующие рекомендации:

- все средства в стеклянной таре нужно переупаковать в пластиковые бутылочки;
- не следует брать с собой неопробованные медикаменты;
- перед укладкой нужно проверить сроки годности каждого средства и написать их на блистерах;
- чтобы предупредить повреждение таблеток, необходимо наклеить на обратную сторону блистера кусок армированного серого скотча.
Медикаменты для быстрого купирования аллергии (например, Дексаметазон) можно взять в ампулах, но их следует упаковать в отдельную пластиковую коробку с жесткими стенками.
Для экономии места инструкции и коробки можно выбросить, предварительно сфотографировав. Дозировки медикаментов на каждого члена группы рассчитывают заранее и записывают на лист. Полученный список наклеивают на внутреннюю сторону крышки аптечки.

К походной аптечке предъявляются такие требования:
-        удобство в транспортировке;
-        наличие прочной защелки;
-        герметичность;
-        жесткость стенок или наличие резиновых накладок для амортизации;
-        яркий цвет, понятная маркировка;
-        наличие ручки для крепления на поясе или ремня для ношения на плече.
Аптечку желательно поделить на секции (экстренную, сердечную, антиаллергическую и др.).

В состав походной аптечки входит:
- антигистаминные средства (Супрастин, Фенистил, Лоратадин), системные и местные глюкокортикоиды (Дексаметазон и Гидрокортизоновая мазь);
- лекарства от простуды и ОРВИ (для горла – Гексорал, Гивалекс, Стрепсилс, от насморка – Ксилометазолин, Нафтизин, от кашля – АЦЦ, при температуре – Ибупрофен);
- обезболивающие средства (местное – гель Диклофенак, Фастум, от головной боли – Цитрамон, Пенталгин, от мышечной, суставной, зубной боли – Нимесил, Аффида, спазмолитик – Но-шпа, Спазмалгон);
- антибиотики широкого спектра действия (Норфлоксацин, Амоксиклав и др.);
- экстренные сердечные средства (при шоке и гипотонии – Кордиамин, при сердечном приступе – Нитроглицерин);
- лекарства при отравлении (Регидрон, активированный уголь или Энтеросгель, при диарее– Лоперамид);
- средства для лечения ожогов (Пантенол) и ран (клей БФ-6, Левомеколь, порошок Стрептоцид или Банеоцин);
- нашатырный спирт;
- антисептики (Мирамистин или Хлоргексидин, йод, перекись водорода).
Средства от отравлений берут из расчета по 1 пачке на человека, антигистаминные – по 0,5 пачки, а другие лекарства – по 1 пачке на 3 человека.


Помимо медикаментов, в походной аптечке нужны вспомогательные инструменты и материалы. К ним относятся:
- нестерильный бинт, вата;
- стерильные салфетки;
- эластичный бинт, булавки;
- бактерицидный пластырь (в полоске);
- резиновый жгут, маркер;
- ножницы;
- нитриловые перчатки;
- шприцы (при наличии ампульных лекарств);
- гигиенические средства для женщин;
- пинцет;
- гипотермический пакет «Снежок»;
- электронный термометр;
- солнцезащитный крем, репеллент, инструмент для извлечения клещей (в летнее время);
- согревающие солевые пластины (в зимнее время).
При длительных и экстремальных походах состав аптечки расширяется.


  Состав продуктов питания и их распределение среди участников похода определяет руководитель туристской группы.
   Туристическое снаряжение подбирается в зависимости от вида похода (пешего, водного, горного и т.п.), времени года и климатических условий. Снаряжение должно быть надёжным, прочным, удобным и легким.
   Все необходимое для похода делят на: групповое снаряжение (компас, котелки, топор, спички, костровое оборудование, палатки, аптечка и т.п.), личное снаряжение и специальное оборудование и средства.
Я сделаю выбор: уйду по тропе,
К тому, что по сути своей неизменно,
И там, на другой широте – долготе
Забуду дела, суету и проблемы.
Я знаю, что правильно сделаю так,
Решив за минуту шагнуть за пороги,
Я сделаю выбор: одену рюкзак,
Уйду из квартир просто мерить дороги.
Лариса Сергеевна Ручко
Источники:
  1. Мультиурок - проект для учителей // Организация и проведение туристских походов. – URL: https://multiurok.ru/index.php/files/organizatsiia-i-provedenie-turistskikh-pokhodov.html (дата обращения: 17.08.2022);
  2. Mircamping.ru - Интернет магазин оборудования и снаряжения для кемпинга и туризма // Аптечка для похода. Аптечка туриста. – URL: https://mircamping.ru/stati/kak-pravilno-sobrat-aptechku-turista (дата обращения: 17.08.2022);
  3. Выживание в дикой природе /Что делать, чтобы выжить в чрезвычайной и экстремальной ситуации // Личное и групповое туристское снаряжение / Выживание в дикой природе. – URL: https://survinat.ru/2011/10/lichnoe-i-gruppovoe-turistskoe-snaryazhenie/ (дата обращения: 17.08.2022);
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В. Маслов; под ред. С.Н.Егорова. - Москва: Просвещение, 2021.-175 с - ISBN 978-5-09-085084-1;
  5. Источник фотографии: фото автора и Яндекс. Картинки.
Made on
Tilda