Опасная ситуация.

Безопасность жиз­недеятельности.

Культура безопасности жизнедеятельности.

Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.
Александр Васильевич Суво́ров
(1729 - 1800) — русский полководец, основоположник русской военной теории.
  Вспомним основные определения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

 Опасная ситуация — это сочетание условий и обстоятельств, при которых существует угроза возникновения несчастного случая, а так­же может возникнуть прямая угроза жизни и здоровью человека.
 Безопасность жизнедеятельности — это система мер, направ­ленных на поддержание комфортных, травмобезопасных условий взаимодействия человека с окружающей средой.
 Культура безопасности жизнедеятельности — состояние лич­ной организации человека в общественной формации, обеспечива­ющее определённый уровень его безопасности в процессе жизне­деятельности.

Это интересно

     Понятие «культура безопасности» впервые появилось в 1986 г. в документах Международной консультационной группы по ядерной безопасности, исследовавшей причины и последствия аварии на Чернобыльской атомной электро­станции, произошедшей в СССР в апреле того же года. Культура безопасности подразумевает значимость обеспе­чения безопасности жизнедеятельности в личной и общест­венной сферах, формирование навыков и умений безопас­ного поведения в повседневной жизни и в условиях опас­ных и чрезвычайных ситуаций, высокую степень практической защищённости от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Основные правила безопасности жизни, которые являются неотъемлемыми составляющими безопасности жизнедея­тельности
  • Предвидеть опасность.
  • По возможности избегать её.
  • При необходимости действовать.

Основные уровни

формирования культуры безопасности жизнедеятельности

   Основными социальными объектами, формирующими культуру безопасности жизнедеятельности, которые одновременно выступа­ют в качестве её носителей, являются отдельная личность, образо­вательная организация или предприятие (организация, учреждение, фирма, профессиональный коллектив), общество в целом.

   Специа­листы в области ОБЖ в качестве основных уровней формирования культуры безопасности жизнедеятельности выделяют индиви­дуальный, корпоративный и общественно-государственный уровни.

   Корпоративный уровень культуры безопасности жизнедеятельности характеризуется наличием присущих, например, образовательной организации осознанных ценностей в области безопасно­сти и формированием коллективной настроенности на безопасность.


   Индивидуальный уровень культуры безопасности жизнедеятель­ности характеризуется пониманием индивидуумом жизненной не­обходимости обеспечения личной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства.


  Общественно-государственный уровень культуры безопасности жизнедеятельности характеризуется соблюдением общечеловече­ских ценностей (признание человека, его жизни, прав и свобод высшей ценностью, обеспечение безопасности окружаю­щей среды), государственных ценностей (соблюдение положений нормативных актов в области безопасности жизнедея­тельности), ценностей личности как гражданина своей страны (патриотизм, готовность служить Отечеству), профессио­нальных ценностей (стремление осуществлять профес­сиональную деятельность на высоком уровне безопасности).



На корпоративном уровне формирование культуры включает в себя:

  • установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации, создание атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности;

  • проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность;

  • моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий, четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками, контроль за соблюдением трудовой дисциплины.
На индивидуальном уровне осуществляются:

  • привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей, сохранения и сбережения природной среды;

  • развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью;

  • привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем является приоритетной;

  • мотивирование безопасной деятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств и способностей, обеспечивающих возможность действенного предупреждения и защиты от угроз и опасностей;

  • привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, формирования паттернов безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Развитие культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне осуществляется путем:

  • формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности;

  • развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер;

  • развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от чрезвычайных ситуаций;

  • совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.
Основной целью формирования культуры безопасности жизнеде­ятельности является достижение такого состояния людей, в том чис­ле обучающихся в образовательных организациях, общественной формации в целом, при котором обеспечение безопасности жизне­деятельности является основной внутренней потребностью и для ре­ализации этой потребности существуют необходимые условия.
Достижение этой цели на современном этапе в нашей стране осуществляется путём решения следующих задач:
  • развитие качеств и свойств, способствующих формированию у людей, в том числе у обучающихся, внутренней целевой уста­новки на обеспечение безопасности жизнедеятельности;
  • освоение правил безопасного существования в обществе;
  • формирование устойчивых индивидуальных и социальных стерео­типов и норм поведения в области безопасности жизнедеятель­ности;
  • создание условий для отдельных людей, их коллективов и сооб­ществ, необходимых для реализации перечисленных задач.


   МЧС России постоянно уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Эта деятельность регламентирована положением о Министерстве и предусматривает обучение всех групп населения в области безопасности жизнедеятельности, в том числе в рамках общеобразовательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и обще-профессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», подготовку учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах и полевых лагерях «Юный спасатель», центрах «Юный пожарный», содействие деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», Всероссийского добровольного пожарного общества, Всероссийского студенческого корпуса спасателей, организацию и проведение тренировок и учений по вопросам гражданской обороны (ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
   В современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают и современные технические средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.

    Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» решает об­щенациональные, общественные и государственные задачи по под­готовке учащихся к безопасной жизнедеятельности, к военной служ­бе и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, воспитывает у них культуру безопасного поведения, способствует укреплению их физического и духовного здоровья. Предмет ОБЖ - это ведущее средство обеспечения взаимосвязи образования и национальной безопасности нашего государства.
    Главной целью предмета ОБЖ является формирование лично­сти, которая не вредит себе, обществу, природе, способна к само­развитию, самосохранению, самосовершенствованию в духовном и физическом плане, обладает знаниями, умениями и навыками са­мозащиты и защиты других, предвидения опасных ситуаций и выхо­да из них с наименьшими потерями для себя и окружающих.


  Комплексное и системное развитие культуры безопасности жизнедеятельности позволяет повысить подготовленность населения, уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, сократить людские потери и материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций, является одним из факторов обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.
Проверь себя!
Вопросы по теме "Культура безопасности жизнедеятельности населения"
Начать тест
Культура безопасности жизнедеятельности - это...
Дальше
Проверить
Узнать результат
Безопасность жизнедеятельности -  это...
Дальше
Проверить
Узнать результат
Опасная ситуация - это...
Дальше
Проверить
Узнать результат
Когда появилось понятие "культура безопасности"?
.
.
Дальше
Проверить
Узнать результат

Кто является автором трёх правил безопасности: "Предвидеть опасность. По возможности избегать её. При необходимости действовать"?

Дальше
Проверить
Узнать результат
Сколько основных уровней формирования культуры безопасности жизнедеятельности?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Верно!
Ваш ответ не точен.
Пройти еще раз
Молодец!
Почитай повнимательнее.
Пройти еще раз
Успешно!
Да, что то Вы не внимательны!
Пройти еще раз
Отлично!
Молодец!
Пройти еще раз

Источники:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й класс; учебник для общеобразовательных организаций/Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В.Маслов; под ред. С.Н.Егорова - Москва: Просвещение, 2023;
  2. https://pandia.ru/text/78/401/38770.php;
  3. Источник фотографии: фото автора и Яндекс. Картинки.
Made on
Tilda