Правила поведения
для пешеходов

Безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей. И риски также присутствуют у обеих сторон.


Пешеход

     Пешеход - человек, передвигающийся пешком, то есть с помощью ног, методами ходьбы.

      Согласно Правил дорожного движения в Российской Федерации:

      Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.


Ваш ОБЖзнайкин

   Пешеходы (независимо от наличия или отсутствия у них водительского удостоверения) обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, дорожных знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков.
Общие правила поведения участников дорожного движения
Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:
• знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;
• помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.
• Участникам дорожного движения запрещается:
повреждать или загрязнять покрытие дорог;
• снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;
• оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

   Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

   Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей (7), а также трамвайные пути (8), тротуары (9,10), обочины (на загородных дорогах) и разделительные полосы (6) пр

и их наличии.

Безопасность пешехода на дороге
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части дороги.
• Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам.
• В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.
• При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.
• Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.



Движение пешехода
по улице в сильный гололед
  • Перед выходом из дома следует подготовить обувь, чтобы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляционную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой).
  • Из дома рекомендуется выходить с запасом времени, чтобы не спешить в пути.
  • При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки были свободны от сумок и прочих предметов.
  • При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение – это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.


Переход проезжей части дороги
• Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
• При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
• Нельзя выбегать на дорогу.
• Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.
Пешеходные переходы
   Пешехо́дный перехо́д - специальная область на проезжей части дороги, выделенная для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги, либо искусственное сооружение над или под проезжей частью для тех же целей. Согласно правилам дорожного движения, пешеходный переход обычно обозначен специальными дорожными знаками или разметкой.
   Пешеходные переходы устанавливаются непосредственно перед перекрёстками, вблизи остановок общественного транспорта, а также в других местах, где интенсивность пешеходного потока требует наличия регулировки и соблюдения правил дорожного движения. Любые изменения и порядок на дороге регламентирует автоинспекция в соответствии с законодательством.
Наземные пешеходные переходы
   Наземный пешеходный переход - область, используемая пешеходами для перехода на другую сторону проезжей части или железнодорожного полотна, находящаяся непосредственно на проезжей части со специальной разметкой. Обозначается разметкой «зебра», а также другими способами в зависимости от типа и положения.
   Диагональный пешеходный переход - один из типов наземного пешеходного перехода. Главной отличительной особенностью данного типа наземного пешеходного перехода от других, являться, временная остановка всего автомобильного трафика на перекрёстке и дача возможности всем пешеходам одновременно переходить перекрёсток во всех направлениях и в том числе по диагонали.
   Непосредственная диагональная разметка пешеходного перехода часто не применяется, но применяется временная остановка всех транспортных средств на перекрестке с пешеходными переходами сигналами светофора, что позволяет пешеходам переходить проезжую часть по диагонали.
• Переходить проезжую часть дороги нужно по наземным пешеходным переходам. Самый безопасный переход - подземный или надземный.
• В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора.
• На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.
• Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.
При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.
Нерегулируемые пешеходные переходы.
     На таких переходах водители автомобилей и других транспортных средств обязаны уступить дорогу пешеходам, но пешеходам не стоит забывать о внимательности и не злоупотреблять обязанностью водителей.
     Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги по регулируемому пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора, необходимо осмотреться.
      Нерегулируемые переходы делаются на небольших улицах, где поток автомобилей сравнительно невелик. В России такие переходы обозначаются знаками 5.19 «Пешеходный переход». К нерегулируемым переходам также относятся пешеходные переходы, оборудованные светофором, но при этом светофор выключен либо работает в режиме мигающего жёлтого сигнала.

Начиная с 2010-х годов на нерегулируемых пешеходных переходах, особенно в крупных городах с интенсивным автомобильным движением, начали применять дополнительные средства обозначения перехода:
  • жёлто-зелёный световозвращающий кант вокруг знака «Пешеходный переход»
  • дублирующий знак над проезжей частью
  • световая анимация знака
  • освещение зоны пешеходного перехода
  • мигающие жёлтые огни
  • «лежачий полицейский» перед переходом
  • шумовые полосы (4—5 небольших «лежачих полицейских» на разном расстоянии, чем ближе к переходу, тем чаще расположены) перед переходом
  • дополнительные оранжевые полосы на «зебре» (между белых полос)
Регулируемые пешеходные переходы.
  Регулируемые пешеходные переходы — переходы, оборудованные исправным, работающем в штатном режиме светофором.
   Чаще всего регулируемые пешеходные переходы обустраивают по линиям перекрёстка дорог, совмещая пешеходный и автомобильный светофоры. Существуют регулируемые переходы вне перекрёстков, в этом случае светофор часто оборудуется кнопкой включения зелёного сигнала по требованию.
Светофор
   Светофо́р (от греческого φορέας «несущий») — оптическое устройство, подающее световые сигналы для регулирования движения автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пешеходных переходах.
  Нам наиболее знакомы светофоры для регулирования движения транспорта и пешеходные.
  Существуют так же железнодорожные светофоры для регулирования движения железнодорожных составов и для регулирования движения трамваев с белым лунным светом.




Светофор
         "Отцом" первого светофора стал Джон Пик Найт, он видоизменил традиционную модель железнодорожных семафоров, по которым он был большим специалистом.
         Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года близ здания Британского парламента в Лондоне. Он управлялся вручную. Днём использовались 2 семафорные стрелки.В тёмное время суток сигналы подавались с помощью вращаемых газовых фонарей, излучающих зелёный и красный цвета.
        Первый трёхцветный светофор появился на дорогах Детройта, когда в 1920 году Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис впервые в мире предложили использовать в светофорах три цвета.
      Первый в нашей стране светофор появился в Ленинграде (на фото), на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского, сейчас это проспекты Невский и Литейный. Технический регулировщик, так его поначалу называли, был установлен 15 января 1930 года.



Иногда дорожным движением руководят регулировщики.
      Регулировщик уличного (дорожного) движения - лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения при помощи сигналов, установленных правилами дорожного движения и иными инструкциями, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.
     Запомнить их сигналы не сложно, необходимо просто представить, что на груди и спине регулировщика красный сигнал светофора, а на плечах - зеленый, поднятая рука вверх с жезлом (без жезла) - желтый.
   Получить дополнительную информацию участникам дорожного движения помогают дорожные знаки.
    Знаки состоят из восьми групп. К каждой группе относятся знаки, передающие информацию одинакового пред назначения.



Дорожные знаки
     Существуют следующие группы дорожных знаков: предупреждающие; приоритета; запрещающие; предписывающие; особых предписаний; информационные; сервиса; дополнительной информации (таблички).
Предупреждающие знаки
   Предупреждающие знаки - информирующие водителя о приближении к участку дороги, на котором участник движения подвергается какой-либо опасности, для защиты от которой требуется принятие определённых мер.
  В России большинство знаков треугольной формы, углом вверх. Фон знаков - белый, на нём нанесены чёрные рисунки, символизирующие опасный фактор, и красная окантовка. Они устанавливаются за 50-100 м до опасного участка в населённых пунктах, или 150—300 м вне населённых пунктов. В случае, если расстояние до опасного участка иное, знаки устанавливаются вместе с табличками.

Запрещающие знаки
     Запрещающие знаки - дорожные знаки согласно разделу «Г» Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах.
    Форма - круглая, фон - белый, цвет рисунков - чёрный. Вводят или отменяют определенные ограничения в движении. Действие знаков начинается непосредственно с того места, где они установлены, на ту сторону проезжей части, на которой они установлены и распространяют своё действие до первого перекрёстка или до конца населённого пункта.

Знаки приоритета
   Знаки преимущественного права проезда (также - знаки приоритета) - дорожные знаки согласно разделу «B» Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах.
   Регулируют порядок проезда перекрёстков и узких мест на дорогах. Бывают разной формы, однако есть знаки не имеют аналогов, что значительно облегчает распознавание этих знаков с любой точки на дороге и определение преимущества того или иного направления движения. Знаки «уступите дорогу» и «движение без остановки запрещено» одинаковы как в стандартах, соответствующих Венской конвенции, так и в американском стандарте.
   Работающие светофоры и регулировщики отменяют действие знаков приоритета.

Предписывающие знаки
    Предписывающие знаки - дорожные знаки согласно разделу D Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах.
    Форма - круглая, фон - синий, рисунки - белые. Предписывают участникам дорожного движения определённые действия, например направление поворотов.

Знаки особых предписаний
    Знаки особых предписаний - дорожные знаки согласно разделу E Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах.
     Имеют, как правило, прямоугольную форму и синий фон со светлыми символами или надписями.

Информационные знаки
      Указатели направлений и информационно-указательные знаки - дорожные знаки согласно разделу «G» Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах.
      Имеют разную форму и цвет.

Знаки сервиса

   Знаки сервиса самые доступные для понимания. Зачастую даже нет необходимости описывать что они обозначают.

    Носят строго информационный характер, не обязывают водителя к действиям и ничего не запрещают. Устанавливаются непосредственно перед объектами, или в зоне их действия.

Знаки дополнительной информации (таблички).
    Знаки дополнительной информации (таблички) уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены, либо содержат иную информацию для участников дорожного движения.

Источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Светофор;
  2. https://peterburg.center/story/pervyy-svetofor-v-nashey-strane-poyavilsya-v-severnoy-stolice-v-30-m-godu-hh-veka.html;
  3. https://гибдд.рф/mens/pravo-peshehoda;
  4. Онлайн учебники, самоучители, электронные книги читать // ОБЖ 5 Класс. Опасные и чрезвычайные ситуации. - URL.: https://tepka.ru/OBZh_5/2.html (дата обращения: 27.01.2022);
  5. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-й класс; учебник для общеобразовательных организаций/Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В.Маслов; под ред. С.Н.Егорова - Москва: Просвещение, 2021, 2021.-241 с - ISBN 978-5-09-103356-4;
  6. Яндекс Картинки: поиск изображений в интернете, поиск по изображению. - URL: https://yandex.ru/images/ (дата обращения: 29.01.2022).
Made on
Tilda