Как сохранить здоровье

О здоровье надо думать не тогда, когда оно потеряно, а всю жизнь, начиная с малых лет.



ОБЖзнайкин

  Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только педагогов, но и семьи. Горячее питание, медицинское обслуживание, спортивные занятия, в том числе внеурочное время, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это будет влиять на улучшение здоровья школьника только при поддержки со стороны родителей.
Режим дня
      Во многом здоровье человека зависит от режима дня. Режим дня — это рациональное распределение времени на все виды деятельности в течение суток. Разумный и правильный режим дня помогает сохранить бодрость, высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Режим каждого человека строится на основе его биологического ритма работы организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов и в 16—18 часов дня.
       Для школьника, основными элементами режима дня являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, полноценный сон, личное свободное время.


     Начать день необходимо с утренней зарядки, которая облегчит переход от сна к бодрствованию и поможет организму легко включиться в работу. Утренняя разминка должна включать такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц: туловища, рук, ног, брюшного пресса и спины, а также должны быть упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в определённой последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом на месте, после чего делают упражнения, успокаивающее дыхание. Продолжительность зарядки может быть от 10 до 30 минут, в зависимости от возраста. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Во время зарядки помещение должно хороню проветриваться. После утренней разминки хорошо принять душ. Это хорошая закаливающая процедура.
     Перед выходом из дома обязательно нужно позавтракать. Завтрак должен быть горячим и сытным. Даже если есть совсем не хочется, надо всё равно перекусить и попить чаю, иначе уже после первого урока ты будешь чувствовать себя голодным, а что-то жевать в сухомятку на перемене вредно для желудка.
    В первую половину дня учащиеся активно трудишься в школе. Вернувшись домой после занятий, обязательно должен пообедать и отдохнуть час-полтора, но не смотреть телевизор и не играть на компьютере. Такой отдых отбирает силы.
      Начать выполнение домашнего задания лучше всего в 17.30, когда ты отдохнул и начинается второй естественный подъём сил в организме. Сколько времени займёт подготовка уроков, зависит от того, как много задано, насколько эти задания сложны и насколько легко тебе даётся тот или иной предмет. Выполнение домашнего задания лучше начать с более простых для тебя предметов, переходя к более сложным. Если тебе что-то не понятно, то надо подготовить вопросы учителю, чтобы вместе с ним разобраться в учебном материале.
    За два часа можно справиться со всеми уроками и тогда можно заняться своими делами - пообщаться с друзьями, почитать книгу или поиграть, или пойти погулять. Вернувшись с прогулки, необходимо снять верхнюю одежду, переодеться в домашнюю, вымыть руки, почистить обувь. Если ты один, то надо разогреть ужин. Ужин должен быть лёгким.
      Чтобы как следует отдохнуть и набраться сил, в младшем возрасте спать нужно примерно до 10 часов в сутки. Не стоит сидеть у телевизора или за компьютером до ночи, ведь завтра рано вставать и трудиться на уроках в школе. А сон - прекрасное восстановление сил.

Осанка
      Учащимся приходится много времени проводить за школьной партой и дома за письменным столом, выполняя задания на дом.
При работе за письменным столом или за партой необходимо следить за правильной осанкой.
     Соблюдение необходимых рекомендаций поможет снять усталость и будет благотворительно воздействовать на формирование правильной осанки.
      Осанка - умение человека держать своё тело в различных положениях.
     Если у человека при ходьбе тело прямое как струна, расправленные плечи, уверенная посадка головы (подбородок слегка приподнят и направлен вперед) - это правильная осанка при ходьбе. Если человек ходит на полусогнутых ногах, с опущенными плечами и головой, ссутулившись, - это неправильная осанка.
     Правильную осанку человек вырабатывает в детстве и юности. Когда сидите за столом или партой, важно постоянно следить за своей осанкой.
      Многие подростки сутулятся специально и считают небрежную походку привлекательной, что в корне неправильно. На самом деле такие осанка и походка наносят вред кровообращению и работе внутренних органов.

Правила
  • При работе за письменным столом и партой не наклоняйте низко голову. Сидя за столом, старайтесь, чтобы между грудью и столом проходил кулак.
  • Во время ходьбы также необходимо сохранять правильную осанку, держаться прямо, а плечи держать расправленными.
  • Если вы переносите тяжёлые вещи (например, сумки из магазина), то следите, чтобы их вес распределялся равномерно в обеих руках. Если тяжёлый груз нельзя разделить на две примерно равные части, нужно через равные промежутки времени поочередно нести его то в правой, то в левой руке.


     В среднем школьном возрасте в связи с увеличением объёма работы за столом (чтение учебников, выполнение письменных заданий) значительно возрастает нагрузка на глаза, что может привести к близорукости.
     Близорукость - недостаток зрения, выражающийся в неспособности видеть на далёкое расстояние.
      Существует также дальнозоркость - недостаток зрения, при котором отдалённые предметы видны яснее, чем близлежащие. Дальнозоркостью чаще страдаю пожилые люди.
      Для сохранения  хорошего зрения очень важно правильно сидеть за партой, рабочим столом. Вредно читать лёжа. Продолжительная работа за компьютером также неблагоприятно сказывается на зрении. Необходимо делать перерывы. не менее важно, чтобы при чтении и письме книги и тетради находились на расстоянии не меньше 30 см от глаз.

       Необходимо бережно относиться к собственным органам  зрения от глазных травм, которые нередко приводят к слепоте. Травма одного глаза может привести к слепоте обоих. Глазную травму можно получить, например, в результате чьей-то необдуманной шалости (удар по голове, попадание брошенного предмета в глаз). При выходе на природу в глаз может попасть сок какого-нибудь вредного растения, например борщевика. Все это может привести к большой беде.
     При работе за столом необходимо правильное освещение для нормальной работы глаз.

Правила
  • Если есть такая возможность, то стол для домашних занятий нужно поставить ближе к окну - там в несколько раз больше освещённость.
  • Свет из окна или от электрической лампы должен падать слева. Искусственное освещение должно быть достаточным по силе, равномерным, не давать резких теней, не создавать бликов. Важно, чтобы свет от лампы, защищенной абажуром, освещал лишь учебную книгу и тетрадь для занятий, а не бил прямо в глаза.


Развитие физических качеств
    Здоровье человека неразрывно связано с развитием его физических качеств - силы, быстроты, выносливости. Эти качества называют ещё двигательными. С детства развивая физические качества, двигаясь, человек укрепляет сердце, развивает мышцы, дыхание.
    Сила - способность человека напряжением мышц выполнять движения, действия.
    За счёт напряжения мышц человек выполняет двигательные действия и передвижения, поднимает и переносит тяжёлые предметы.

    Сила человека определяется способностью максимально напрягать свои мышцы. Подросток, который не может сильно напрягать мышцы, считается физически слабым, и ему необходимо выполнять комплексы специальных тренировочных упражнений.
     Быстрота - это способность человека выполнять движения с максимальной скоростью за счёт быстрого напряжения мышц.
     Каждый человек совершает движения медленно или быстро. Это зависит от того, с какой скоростью он напрягает мышцы. Чем выше скорость напряжения мышц, тем быстрее движения человека.
      Быстроту в детском возрасте лучше всего развивать за счёт регулярных занятий бегом на короткие дистанции.

    Выносливость - способность человеческого организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без утомления мышц.
     Если человек долго работает, то наступает усталость, и ему необходим отдых для восстановления сил. При выполнении трудной работы усталость наступает скорее, и, следовательно, нужен более продолжительный отдых. Если человек во время работы делает частые перерывы на отдых, то считается, что у него недостаточная выносливость и ему надо тренироваться.
    Лыжная пробежка - прекрасный вид отдыха в зимнее время и тренировки выносливости при увеличении степени нагрузок.

Нет малоподвижному образу жизни
   Малоподвижный образ жизни - беда не только взрослых, но и, к сожалению, среди детей. От такого образа жизни необходимо избавляться за счёт простых и проверенных средств.

   Запомните! Двигательная активность благоприятно отражается на работе всех систем организма, повышает умственную и физическую работоспособность.

Правила

  • Во-первых, необходимо делать утреннюю физическую зарядку. Её цель - помочь человеку быстрее перейти от сна к бодрствованию, усилить кровообращение и дыхание, поднять  работоспособность. Зарядку делают в хорошо проветренной комнате. Для выполнения упражнений используют чистый коврик, приготовленный заранее с вечера.
  • Во-вторых, ходить в школу пешком. Не забывайте только выйти из дома пораньше, чтобы не опоздать на урок.
  • В-третьих, физкультминутки, ежедневные прогулки, занятия спортом, подготовка к сдаче нормативов ГТО и обязательное посещение уроков физкультуры помогают бороться с малоподвижным образом жизни.


О закаливании
       Закаливание - средство укрепления организма, проверенное многими поколениями, и важная составляющая здорового образа жизни. Закалённый человек редко болеет и успешно справляется со всеми заданиями.
       В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и  солнечных лучей. В процессе закаливания совершенствуется работа организма, улучшается деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания повышается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

       Самый доступный способ закаливания — воздушные ванны на открытом воздухе, их можно принимать в любое время года. Воздушные ванны улучшают самочувствие и работу организма.
       В качестве закаливающих процедур широко используются пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (воздушные ванны, обтирание и обливание холодной водой, купание в открытых водоёмах, контрастный душ, недолгие погружения в холодные ванны или воду).
       Воздушные ванны можно совмещать с различными физическими упражнениями - пешими прогулками, бегом, комплексами гимнастики, спортивными играми, ездой на велосипеде.

   Холодный душ - прекрасное средство закаливания.
   А начинать закаливание организма лучше всего с обтирания тела холодной водой.
   Обтирание проводят каждый день после утренней зарядки. Для процедуры обтирания нужно сухое полотенце губка или специальная рукавица и ёмкость с водой. На первых занятиях вода должна иметь комнатную температуру.
   Затем через каждые 2-3 недели её постепенно понижают, пока она не сравняется с температурой холодной воды, которая течёт из-под крана.
    Начинать любое закаливание нужно только после посещения врача для получения рекомендаций, а закаливающие процедуры надо проходить под наблюдением взрослых.
    А вот моржевание - купание в ледяной воде - требует специальной подготовки под наблюдением специалистов.

Правила
Закаливание проводят по следующим правилам:
  • Смачивают губку в воде и слегка её отжимают.
  • Попеременно обтирают руки в направлении от пальцев к туловищу.
  • Смачивают губку и обтирают шею.
  • Смачивают губку и обтирают грудь и живот в направлении от шеи к ногам.
  • Смачивают губку и обтирают спину.
  • Смачивают губку, затем ноги по очереди обтирают в направлении сверху вниз.
  • С помощью полотенца растирают тело и конечности до небольшого покраснения. Растирание прекращают, когда появляется ощущение теплоты.


Питание
       Один из очевидных признаков здоровья - хороший аппетит. Снижение аппетита - явный признак ухудшения здоровья.
       Необходимые элементы, требующиеся для развития организма и поддержания его в тонусе, снабжающие энергией, достаточной для полноценной жизнедеятельности, человек получает с пищей. В число необходимых элементов традиционно входят вода, белки, витамины, жиры, минеральные вещества и углеводы.
       Минеральные вещества - это вещества, которые обеспечивают работу нервной, сердечно-сосудистой, иммунной, пищеварительной и других систем. Они необходимы человеческому организму для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
      Минеральные вещества служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Минеральные вещества организм получает с различными видами пищи.

   Витамины способствуют росту человека и обмену веществ. Витамины являются хорошей профилактикой раз личных заболеваний. Человеческий организм получает витамины в основном вместе с овощами, фруктами и ягодами.
   Вода - основной фактор существования на Земле всех организмов (и самых простых, и самых сложных). Вода - один из наиболее важных компонентов человеческого организма. В сутки взрослый человек должен потреблять не менее 2-2,5 л воды. В вашем возрасте девочки могут употреблять 1,6 л, а мальчики — 1,8 л. В суточную дозу не входят сладкие газированные напитки. Без воды человек может оставаться живым не более 3-4 суток.
   Жиры - одна из главных составляющих питания человека. Жиры задействованы во многих жизненно необходимых процессах организма. Они входят в разные продукты, употребляемые в пищу (масло, орехи, сало).
   Белки служат основным материалом для построения клеток и тканей организма.   Источниками белка являются горох, молоко, мясо, орехи, рис, рыба, сыр, творог, фасоль, яйца.
   Углеводы - основной источник энергии для человеческого организма. Углеводы содержатся во многих пищевых продуктах, но особенно много их в крупах и фруктах.

Правила
    Для получения питательных веществ, школьникам необходим четырёхразовый приём пищи в одно и то же время.
     Завтрак должен составлять примерно 25 % суточного рациона, второй завтрак - 15 %, обед - 35% и ужин - 25 %.
      Ужинать рекомендуется не позднее чем за 2-3 ч до сна. Желательно включать в рацион больше свежих овощей и фруктов и поменьше сладостей.


«Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, каки человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос»
Лу́ций Ме́стрий Плута́рх
древнегреческий писатель и философ римской эпохи.

Источники:

  1. http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/67;
  2. https://www.takzdorovo.ru/articles/5196250/;
  3. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-й класс; учебник для общеобразовательных организаций/Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В.Маслов; под ред. С.Н.Егорова - Москва: Просвещение, 2021, 2021.-241 с - ISBN 978-5-09-103356-4;
  4. Яндекс Картинки: поиск изображений в интернете, поиск по изображению. - URL: https://yandex.ru/images/ (дата обращения: 29.01.2022).
Made on
Tilda