Безопасность дорожного движения:
пешеход, пассажир, водитель
История появления правил дорожного движения и причины их изменчивости. Риск - ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте.
Безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в тёмное время суток; движение с использованием средств индивидуальной мобильности).

ИСТОРИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

  Вопросы безопасности дорожного движения беспокоили людей еще в древности. Так, первые известные нам Правила Дорожного Движения ввел император Гай Юлий Цезарь в 50-х годах до нашей эры.

  Согласно им в Риме был запрещен проезд экипажей, колесниц и частных повозок в рабочее время (с восхода солнца вплоть до двух часов до его захода), а на некоторых улицах действовало одностороннее движение. Приезжим полагалось оставлять свой транспорт за чертой города и далее перемещаться пешком, либо наняв паланкин (носилки). На дорогах империи действовало левостороннее движение, чтобы правая рука (с оружием) была на всякий случай свободна. Из вольноотпущенных пожарных был набран состав для первой службы надзора за соблюдением данных правил, которых назвали регулировщиками и обязали не допускать конфликты между владельцами транспортных средств.

  Еще для оперативного проезда нерегулируемых перекрестков знатные граждане высылали вперед скороходов, расчищающих улицы и организующих свободный проезд.

  В Средние века в Европе был установлен правосторонний разъезд рыцарей, закрепившийся и действующий по сей день в большинстве стран, в том числе в России. В Великобритании, Индии, Японии, Бирме и на Кипре действует левостороннее движение, взятое из правил, регулирующих движение судов.

  Со временем во всех странах появлялись документы, устанавливавшие правила дорожного движения - утверждались особенности проезда перекрестков, необходимость сбрасывать скорость при приближении к перекрестку, запрет обгона на трудных участках дорог, вводилось преимущество пешехода на движение, а также приоритет движения крестного хода или похоронной процессии, для контроля деятельности частных извозчиков были введены лицензии, получить которые можно было только соответствуя требованиям к внешнему виду и соблюдая правила.

     С появлением первых автомобилей в XIX веке необходимость в качественной организации дорожного движения значительно возросла. Уже в 1868 году 10 декабря в Лондоне на площади перед Парламентом был установлен первый семафор с цветным диском, созданный специалистом по железнодорожным семафорам Джоном П. Найтом. Устройство было механическим, управлялось вручную и имело два семафорных крыла. При горизонтальном положении крыльев движение запрещалось, а при опущенных под углом 45 градусов крыльях можно было осторожно двигаться. Для работы семафора ночью его оснастили газовым фонарем, подающим сигналы красным и зеленым светом. Управлял механизмом слуга в ливрее, который поднимал и опускал стрелу и поворачивал фонарь.

    Не обходилось и без курьезных, на современный взгляд, правил - для того, чтобы прохожие не пугались «огненного чудовища» впереди автомобиля должен был бежать мальчик и извещать о приближении экипажа.

  14 августа 1893 года во Франции были приняты первые правила движения для автомобилей. В России документ, регулирующий движение «самодвижущихся экипажей» появился в сентябре 1896 года, а в 1900 году в Санкт-Петербурге был утвержден порядок движения пассажирских и грузовых автомобилей по городу. Уже тогда были определены многие правила, действующие и сейчас.

   Управлять автомобилем мог гражданин старше 21 года, знающий грамоту и русский язык, соответствующий требованиям по состоянию здоровья, сдавший специальный экзамен по вождению и имеющий разрешение на управление. Здесь можно обратить внимание на то, что уже с 1900-х годов существовали специальные учебные заведения, где велась подготовка будущих водителей. Передача прав третьим лицам, не имеющим специальной подготовки, и оставление автомобиля на улице без присмотра были запрещены.

  В 1908 году в Санкт-Петербурге полицейским, работавшим на дорогах с наиболее интенсивным движением, начали выдавать белые трости для подачи сигналов водителям. При поднятии жезла вверх все — и автомобилисты, и велосипедисты и вагоновожатые в трамваях должны были немедленно остановиться и продолжить движение только после того, как он будет опущен. Спустя некоторое время трость получила известную нам сегодня полосатую окраску.

   Первая международная Конвенция, установившая международные правила дорожного движения была принята 1909 году в Париже. На ней же определили дорожные знаки, очень похожие на современные - «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». В России эти знаки начали устанавливать в 1911 году.

   Первые электрические светофоры, оснащенные двумя сигналами — зеленым и красным, появились в 1914 году в США, предупреждал о смене цвета свисток полицейского. С 1918 года электрическими светофорами стали оснащать и европейские дороги.

  В 20-х годах в США появился вид обязательного страхования, связанный с рисками гражданской ответственности владельцев транспортных средств по обязательствам, возникшим в результате их использования и причинения вреда имуществу, здоровью или жизни потерпевших, названный ОСАГО. В 40-х — 50-х годах он получил широкое распространение и в Европе, а позже и в остальном мире. В России решение о его внедрении было принято в 2003 году.

  В 1931 году в Женеве при участии представителей Советского Союза прошла международная конференция, на которой приняли единую европейскую систему дорожных знаков, основанную преимущественно на символах. Было разработано и утверждено 26 знаков, классифицированных по трем группам — указательные, предупреждающие и предписывающие. В настоящее время эта система применяется во всем мире, хотя до окончания Второй мировой войны в ряде стран применялась англо-американская система, вместо символов использующая надписи.

  В 1953 году появилась первая дорожная разметка для обозначения пешеходного перехода, которую за «полосатость» сразу назвали «Зебра».

  Серьезный вклад в мировую безопасность дорожного движения внесло принятие «Конвенции о дорожном движении» и «Протокола о дорожных знаках и сигналах» на международной конференции в Женеве в 1949 году, на основе которых все страны разрабатывали свои ПДД и к которым в 1959 году присоединился Советский Союз, выпустив на их базе в 1961 году единые «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР».

   Но самым важным событием в истории ПДД стало принятие участниками конференции ООН по дорожному движению 8 ноября 1968 года в Вене «Конвенции о дорожном движении», подписанной представителями 68 стран мира, в том числе СССР, и до сих пор действующей, хоть и претерпев некоторые изменения и дополнения.

   В наше время работа в направлении безопасности дорожного движения идет огромными темпами: благодаря развитию техники и технологий появляются новые средства подготовки водителей, контроля дорожного движения. Широко используется автоматизированные автодромы, компьютерные классы и системы для обучения и сдачи экзаменов по ПДД.

    Технический прогресс не стоит на месте. С изобретением новых средств транспорта будут меняться и правила их движения, всегда соответствуя текущим реалиям. Кто знает, возможно, через несколько лет в нашу жизнь войдут автомобили на воздушной подушке, а с ними и правила перемещения в «трехмерном» пространстве. Может быть, эти правила будут проверять у нас сами транспортные средства непосредственно перед поездкой (или полётом) соединяясь с общемировыми банками данных, разрешая только включить автопилот, в случае получения оценки «НЕ СДАЛ».

Безопасность пешехода в разных условиях
движение по обочине

  При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

   Обратите внимание, пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам, т.е. по встречной полосе (по левой части проезжей части).

  Однако пешеходы, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, средство индивидуальной мобильности или передвигающиеся в инвалидных колясках должны следовать по попутной полосе (по правому краю проезжей части).

Безопасность пешехода в разных условиях
движение в тёмное время суток

  При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

     Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.

Безопасность пешехода в разных условиях
движение с использованием средств индивидуальной мобильности
Что такое средство индивидуальной мобильности?

  "Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

1. Средство индивидуальной мобильности является транспортным средством. А это означает, что все пункты правил дорожного движения, в которых используется термин "транспортное средство", относится и к СИМ.

2. Средство индивидуальной мобильности должно иметь как минимум одно колесо и как минимум один двигатель. Максимальное количество колес и двигателей не ограничено. Нет также и ограничений по максимальной мощности.

3. В определении прямо указано, что СИМ предназначено для индивидуального передвижения. То есть предполагается, что человек должен ездить на СИМ водиночку. Однако это верно не во всех случаях, на средствах индивидуальной мобильности допускается возить пассажиров.

4. Термин не говорит о том, что двигатель средства индивидуальной мобильности должен обязательно быть электрическим. То есть, возможны и другие типы двигателя.

Является ли водитель СИМ пешеходом?

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

     Человек, едущий на средстве индивидуальной мобильности, пешеходом не является. Однако правила дорожного движения дают ему отличную возможность в любой момент стать пешеходом - для этого достаточно спешиться и покатить СИМ рядом с собой.

По пункту 24.8 ПДД, велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:



Управлять велосипедом, мопедом и средством индивидуальной мобильности (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой.
Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению.
Перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности.
Перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест.
Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах).
Двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
Пересекать дорогу по пешеходным переходам.
24.9. Запрещается буксировка велосипедов, средств индивидуальной мобильности и мопедов, а также буксировка велосипедами, средствами индивидуальной мобильности и мопедами, кроме буксировки велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности соответственно.
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов рекомендуется, а вне населенных пунктов указанные лица обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов (пункт 24.1 Правил).
В соответствии с пунктом 24.2(1) Правил допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения СИМ:
в пешеходной зоне – в случае, если масса СИМ не превышает 35 кг; по тротуару, пешеходной дорожке – в случае, если масса СИМ не превышает 35 кг, и при соблюдении одного из следующих условий:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- лицо, использующее для передвижения СИМ, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения СИМ, или велосипедиста в возрасте до 14 лет;
по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним;
по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;
- СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвраща-телями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.

   Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (пункт 24.3 Правил).
   Движение детей в возрасте младше 7 лет, использующих для передвижения СИМ, должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон и только в сопровождении взрослых (пункт 24.4 Правил).
   В соответствии с пунктом 24.5 Правил движение лиц, использующих для передвижения СИМ, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения СИМ, запрещаются обгон, объезд с левой стороны транспортного средства.
   Пунктом 24.6 Правил регламентировано, что движение лиц, использующих для передвижения СИМ, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
   Кроме того, если движение лица, использующего для передвижения СИМ, в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) и подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, такое лицо должно спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов. Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ, пешеходы имеют приоритет.
   При пересечении проезжей части вне перекрестка лицо, использующее для передвижения СИМ, обязано уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней (пункт 24.6(1) Правил).
   Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, по автомагистралям запрещено (пункт 16.1 Правил).
    Пешеходы при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ (пункт 4.1 Правил).
   Лица, ведущие СИМ, при движении по краю проезжей должны следовать по ходу движения транспортных средств (пункт 4.1 Правил).


  Лица, использующие для передвижения СИМ, должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов (пункт 6.10 Правил). При этом такие лица, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений (пункт 6.14 Правил).
   При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ, путь движения которых он пересекает (пункт 8.3 Правил).
   При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает (пункт 13.1 Правил).
   На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим для передвижения СИМ, закончить пересечение проезжей части (трамвайных путей) соответствующего направления (пункт 14.3 Правил).
   В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения СИМ
(пункт 17.1 Правил).
   При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения СИМ, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения (пункт 17.3 Правил).
   В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на СИМ должны быть включены фары или фонари (пункт 19.1 Правил).
   Дорожный знак 3.10 «Движение пешеходов запрещено» запрещает движение пешеходов, а также лиц, использующих для передвижения СИМ.
    Введен дорожный знак 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено» запрещающий соответствующие движение.
    Дорожный знак 4.5.1 «Пешеходная дорожка» разрешает движение пешеходам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и велосипедистам в случаях, указанных в пунктах 24.2 - 24.4 и 24.6 Правил.
    Дорожный знак 5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедистов» обозначает дорогу, по которой движение велосипедистов, лиц, использующих для передвижения СИМ, и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.


   Нарушение Правил лицом, использующим для передвижения СИМ, квалифицируется по части 2 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а совершенное в состоянии опьянения – по части 3 данной статьи и повлечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей в первом случае и от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей во втором случае.
    Нарушение Правил лицом, использующим для передвижения СИМ, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, квалифицируется по части 1 статьи 12.30 КоАП, а повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – по части 2 данной статьи и повлечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей в первом случае и от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей во втором случае.
    Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.29 и 12.30 КоАП, возложены согласно положениям статьи 23.3 КоАП на всех сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющих специальное звание, старших участковых уполномоченных полиции, участковых уполномоченных полиции.
    СИМ не подлежат государственной регистрации. На владельцев СИМ не распространяется обязанность по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО). Для передвижения на СИМ гражданам не требуется водительское удостоверение на право управления транспортным средством.
    В случае, если двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеет электродвигатель с номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, то оно в соответствии с Правилами может быть отнесено к мопедам. Мопеды в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза
«О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) относятся к мототранспортым средствам категории L, они должны соответствовать требованиям ТР ТС 018/2011 (иметь фары ближнего и дальнего света, световозвращатели, передние и задние габаритные огни, сигналы торможения, указатели поворота, устройства для освещения заднего регистрационного знака, защиту транспортного средства от несанкционированного использования, специальные предупреждающие огни, оснащение шинами, оснащение устройствами непрямого обзора) и для управления ими необходимо наличие права управления транспортными средствами соответствующей категории «М». При этом нарушения, совершённые на таких транспортных средствах, подлежат квалификации по соответствующим статьям главы 12 КоАП.
    Соблюдение лицами, использующими для передвижения СИМ, требований Правил может осуществляться ими самостоятельно с помощью бортовых приборов контроля скорости, а также профессионального или бытового оборудования, функционирующего на основе сигналов глобальных систем позиционирования (соответствующие приложения к смартфонам). Установление точных значений скорости целесообразно в случае административного расследования или расследования уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения ПДД. При этом доказательствами превышения установленного ограничения скорости могут являться любые фактические данные, в том числе устанавливаемые показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, материалами фото- и видеозаписи, показаниями специальных технических средств и пр.
   С 1 февраля 2023 г. введен в действие ГОСТ Р 70514-2022 «Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний». Данный стандарт распространяется на СИМ, приводимые в движение полностью или частично от установленных на них источников электрической энергии, с системой самобалансирования или без нее.

Источники:


  1. https://pddmaster.ru/novoe/pdd-0323-2;
  2. https://pddmaster.ru/pdd/dlya-peshehoda;
  3. http://spectr-pdd.ru/istoricheskaya-statya;
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й класс; учебник для общеобразовательных организаций/Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В.Маслов; под ред. С.Н.Егоров - Москва: Просвещение, 2023;
  5. Источник фотографии: Яндекс. Картинки, фото автора.
Made on
Tilda