Велосипедные походы
и безопасность туристов

Следуя простым правилам, вы сможете организовать незабываемое, а главное безопасное путешествие любой длительности на велосипеде.


    На велосипедах можно проехать практически по любой дороге, тропинке и просто по ровной поверхности. Ведя велосипед в руках, несложно преодолевать различные препятствия во время движения по маршруту: переходить через овраги, пересекать пески, переходить вброд речку. У велосипедистов более широкие возможности в выборе маршрута путешествия: скорость передвижения велосипедиста в несколько раз выше скорости пешехода.
Историческая справка
Встреча членами Санкт-Петербургского общества велосипедистов-любителей москвичей Ф. Кавского и Н. Похильского, приехавших на велосипедах в столицу 20 июня 1893 года
Первые велоклубы и путешествия

Велосипедный туризм России возник конце XIX века. В 1880-м Петербургская городская управа зарегистрировала около ста велосипедистов. В том же году был составлен устав и представлен властям на утверждение. Но официально первый туристический клуб в России был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1885 г., его ядром являлись любители езды на велосипедах.
Однако, в 1882 году состоялось первое в России большое путешествие группы велосипедистов: семь велосипедистов из Санкт-Петербурга отправились к водопаду Иматра в 230 верстах от Петербурга. Вероятно, эту поездку и следует считать исходной вехой организованного велотуризма в нашей стране.
Чуть позже любители велосипедных путешествий организовали дальние походы: из Москвы в Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга в Париж.
В путешествии Панкратов пользовался велосипедом системы Грицнера. За время поездки он переменил 52 верхних и 36 внутренних шины, 9 цепей, 8 педалей, 4 седла, 2 руля, множество фонарей, звонков и других, более мелких, деталей.
Первое кругосветное велопутешествие

    Онисим Петрович Панкратов (1888-1916) совершил первое российское кругосветное путешествие на велосипеде.
       Начав путешествие в Харбине 10 (23) июля 1911 года, он преодолел тысячи километров сибирского бездорожья на тяжело нагруженном багажом велосипеде. Пересёк Германию, Швейцарию, преодолел Альпы, пересёк Северную Италию, Австро-Венгрию, Сербию, Болгарию, ТурциюФранции, Испании, Португалии, снова Испании и Францию и 3 (16) января 1913 года достиг Англии.
       Пересёк на пароходе Атлантику и достиг Нью-Йорка, откуда за четыре месяца добрался до Сан-Франциско. Пересек Японию, Корею, китайскую территорию и 28 июля (10 августа) 1913 достиг Харбина, завершив кругосветное путешествие.
О путешествии Глеба Травина написаны две книги — «Человек с железным оленем» Александра Харитановского и «Земля стала своей» Вивиана Итина.
Вокруг СССР на велосипеде

В 1928-1931 годах Глеб Леонтьевич Травин (1902-1979), электрик из Петропавловска-Камчатского, проехал на велосипеде 85 тысяч километров вдоль границ Советского Союза.
Он отправился из Петропавловска-Камчатского вдоль границ СССР на велосипеде, путешествие продолжительное и сложное. Техника у Глеба была адекватна времени — обычный дорожный велосипед, никаких передач и шипованной резины. Никакого навигатора, фликера, бликера и локера. Путешествие проходило в тяжелейших условиях — по пустыням и горам Средней Азии и по берегу Северного Ледовитого океана.
Завершилось путешествие на мысе Дежнева. Добравшись до Уэллена, села на Чукотке, Травин поставил каменный знак «В память северного перехода» и оставил под камнями отслужившие свой срок велосипедные покрышки.
Сентябрь 1956 года, Закарпатье. Слева направо: Эсфирь Юдович, Павел Швальб, Людмила Иванова-Пальмова, Олег Иванов-Пальмов.
Первые рязанские велопутешественники

  Как писала в августе 1889 года рязанская губернская газета, «число велосипедистов увеличивается с каждым днем». В сентябре 1890 года был утвержден устав Рязанского клуба велосипедистов.
  Настоящая велосипедная туристская группа впервые в Рязани была скомплектована в сентябре 1956 года. В нее вошли врачи городских больниц с бессменным руководителем группы врачом Павлом Григорьевичем Швальб.
  Начало семидесятых ознаменовалось расширением географии и появлением новых клубов на орбите рязанского велотуризма.

Рязанец в кругосветке на велосипеде

  27 июля 1996 года по 9 ноября 1997 года совершил одиночное кругосветное путешествие по столицам Олимпийских игр современности Валерий Васильевич Мироненко. Ему удалось посетить 28 олимпийских столиц.
  Путешествие Валерия Мироненко длилось 471 день. Он намотал на спицы своего железного "коня" более 37 тысяч километров, объехав все континенты и 26 стран.

  Несравненное по организации путешествие описано в книге Валерия Мироненко «Вокруг света на велосипеде», изданной в Рязани издательством «Голос» в 1998 году.

Подготовка к велопутешествию
     За день движения подготовленные велосипедисты в зависимости от различных условий похода (погодные условия, сложность маршрута) могут проехать от 40 до 120 км. Кроме того, в походе велосипедисту нет необходимости нести на себе туристское снаряжение: он может укрепить его на велосипеде.
     В настоящее время привлекательность велосипедных путешествий растёт, особенно после того, как в продаже появились различные виды велосипедов и расширились возможности велосипедных походов.
   Для велосипедных путешествий (велопрогулок, походов выходного дня) годятся любые велосипеды, как дорожные, так и спортивные.
   Для туристских походов лучший вариант дорожные и туристические велосипеды.
   Иногда целесообразно запастись и специальными велоприцепами, если вы собрались в большое путешествие. 

Спортивный велосипед
У спортивных велосипедов меньше масса, более лёгкие колеса с узкими шинами, они имеют более лёгкий ход и хорошую манёвренность, но отсутствует место для груза. Спортивные велосипеды предпочтительнее использовать при езде по дорогам с твёрдым покрытием (асфальтовым или бетонным).

Туристский (туристический) велосипед
На туристский байк можно прикрепить туристическое снаряжение для комфортного времяпрепровождения на лоне природы и для длительных странствий. Характерной особенностью туристических байков является удлиненная рама. Благодаря такой конструкции расширяется колесная база, центр тяжести смещается вниз. Все это приводит к равномерному распределению нагрузки и улучшению маневренности.

Дорожный велосипед
Дорожный велосипед имеет прочную раму и широкие шины. Высоту руля дорожного велосипеда можно регулировать. Детали дорожных велосипедов изготавливаются с большим запасом прочности. Такой велосипед хорошо идёт по ухабистым дорогам без покрытия, а также по песку и гравию.
     При подготовке к любому велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности и отклонения в работе, особенно подвижных частей, протереть и смазать все трущиеся детали, проверить балансировку колёс и накачку шин, работу тормозов, укрепить багажник. После этого нужно опробовать велосипед на ходу.

При подготовке к походу необходимо продумать и подобрать снаряжение с учётом длительности и сложности маршрута. В снаряжение велотуриста, кроме обычных вещей, необходимых в любом туристском походе (палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование и др.), обязательно входит ремонтный набор (даже в однодневном походе).
В ремонтный набор входят: комплект гаечных ключей, пассатижи, отвёртка, резиновый клей, резина для заплат, ножницы, велосипедный насос и запасные детали (запасная шина или камера, гайки, шайбы, шарикоподшипники, спицы, тормозные колодки и др.). Обязательно учитывайте все модели велосипедов участвующих в походе.
  Каждый участник велосипедного похода должен в совершенстве владеть техникой езды на велосипеде, уметь готовить велосипед к походу и содержать его в исправном состоянии.

   Для юных велосипедистов существуют определённые возрастные ограничения. Управлять велосипедом на дорогах Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет и участвовать в велосипедных туристских походах также с 14 лет. Необходимо хорошо усвоить Правила дорожного движения и обязанности велосипедиста как водителя транспортного средства.

  Из одежды велотуристу необходимо иметь с собой две пары трусов и маек с короткими рукавами, ковбойку, лёгкий хлопчатобумажный костюм, короткие (до колен) брюки или шорты, три-четыре пары хлопчатобумажных носков и велоперчатки. На случай холодной погоды нужны шерстяной свитер, шерстяные носки, перчатки и штормовая куртка. В качестве головного убора можно взять лёгкую панаму или шапочку из хлопчатобумажной ткани с козырьком.
   В походе велотуристы обычно обходятся двумя парами обуви: для движения - кроссовками с твёрдой подошвой, для отдыха - тапочками или сандалиями.

Организация движения на маршруте

   Путешествовать на велосипедах можно на всей территории страны. Однако начинающим велотуристам рекомендуются районы, где преобладают равнинные дороги, проходимые в любую погоду, и большая часть маршрутов идёт по лесистой местности.
   Для велосипедного путешествия лучше всего выбирать дороги местного значения с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием. Скоростные шоссе и автомагистрали федерального значения для велотуристов не рекомендуются из-за их повышенной опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта и высокой загазованностью воздуха над ними.

Учащиеся Ильинской школы на старте маршрута "Ильинка-Милославское-Ильинка". 2004 г.
   Многодневные походы и путешествия на велосипедах совершаются, как правило, группами по 4-6 человек. Большие группы делятся на подгруппы. Такая группа считается наиболее компактной и мобильной, способной быстро оказать необходимую помощь туристу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, и устранить техническую неисправность велосипеда. Обязательно наличие взрослого руководителя.

Туристы Ильинской школы преодолевают подтопленный участок дороги на маршрута "Ильинка-Ерлино-Ильинка". 2011 г.
    При движении по маршруту большого внимания от туристов требуют подъёмы, спуски и размытые участки. Короткие и некрутые подъёмы можно преодолевать с ходу, длинные и затяжные лучше пройти пешком, как и размытые участки участки.
     На спусках велосипедистам следует притормаживать с самого начала спуска, выдерживая дистанцию 10-12 м. Крутые повороты на спусках следует проезжать на малой скорости, так как на большой скорости велосипед может занести. Необходимо учитывать, что обочина бывает очень рыхлой и съезжать на неё следует очень осторожно, чтобы избежать падения из-за резкого снижения скорости движения.

    Через 20-25 мин после начала движения рекомендуется сделать технический привал. Такой привал проводится для проверки технической исправности велосипедов и устранения выявленных недостатков.
     Скорость движения на маршруте у начинающих туристов 10-12 км/ч. Увлекаться большими скоростями не следует, так как это требует не только значительных физических затрат, но и повышенного внимания в управлении велосипедом, что лишает человека возможности видеть красоту окружающей природы.
       Распорядок дня велотуристов зависит от времени года и района похода, заканчиваться дневной переход должен за 1 - 2 часа до наступления темноты.

Обеспечение безопасности велопохода


   Травмы у туристов встречаются по многим причинам. Нередко они возникают в результате чрезмерных нагрузок, к которым человек недостаточно подготовлен, а также при неправильно организованном походе и плохом питании в походе… Рассмотрим подробнее необходимые меры безопасности в походе.
Плохая организация и проведение туристического похода.
  Тактические и организационные промахи руководителя похода могут являться причиной травм. Причины травматизма связаны бывают с неправильным планированием похода, нерациональным составлением графика движения, отсутствием страховки, авантюризм и т. п.
   Руководитель похода на протяжении всего путешествия должен уточнять как себя чувствуют участники, проверять правильно ли они распределили груз между собой, учитывая возможности каждого, проверять техническое состояние обуви, одежды и велосипеда. Это во многом залог отсутствия травм в пути.
   Безопасность обеспечивается большей частью дисциплинированностью участников. Группа должна придерживаться порядка при передвижении по маршруту (наличие лидера и замыкающего), четкого режима дня. Участники должны знать маршрут и график движения. Это придает туристам уверенность в себе, оказывает позитивное воздействие на общий настрой в группе.
Усталость.
   Общеизвестно, что физическая усталость ухудшает координацию движений и снижает внимание. Руководитель должен предупреждать переутомление в походе, начиная со стадии предпоходной подготовки. Поскольку темп выбирается по наименее подготовленному участнику, то уже в тренировочных выездах отрабатывается слаженность действий команды.
   Первый признак усталости - это отставание туриста от группы и «неровная езда». 
   Единственным средством борьбы с переутомлением является отдых. Для восстановления мышц после утомления необходимо не менее 2-х суток.
   Если в группе к концу дня есть участники, которые не могут ехать прямолинейно, если за ужином люди отказываются от пиши, значит, вы допустили переутомление участников и надо принимать меры: делать больше остановок, улучшить питание в походе или снять часть груза с более слабых и догрузить более сильных.
Неполноценное оснащение велотуриста.
Из походного опыта, опытные туристы знают, что низкое качество велосипеда или снаряжения может стать причиной травм. Так, например, надорванный трос тормоза, стертые колодки, плохо отрегулированный и попадающий в спицы переключатель могут вызвать аварию и привести к травмам.
Причиной травм или заболевания может быть несоответствие одежды и обуви туриста метеорологическим условиям. Например, тесная, не разношенная обувь вызывает потертости, а зимой даже возникает риск отморожения.

Неблагоприятные метеорологические условия.

      Многим опытным туристам знакомо ощущение езды под проливным дождем, при температуре воздуха около нуля. А если добавить встречный ветер, снег, туман…
      На фоне капризов погоды туристы обычно мобилизируются и стараются добраться до сухого места с максимально возможной скоростью. Вот тут-то и ожидают различные сюрпризы - гололед на дороге, неожиданный поворот, ослепляющие встречные фары водителя…


Жара. Жажда.

   Жара и отсутствие воды переносятся еще хуже. Возникающее утомление и перегрев могут сыграть злую шутку: человек теряет бдительность, становится невнимательным, теряется координация. Все это также приводит к травмам. Увеличению вероятности травмы может послужить недостаточная акклиматизация велотуристов в горных условиях.



Советы для велотуристов
Что с собой нужно взять:
  • 1. Документы, деньги наличными и на карте.
    Крайне желательно иметь медицинскую страховку.
  • 2.  Комплект одежды с учётом климата и времени года
    Обязательно нужно иметь средства защиты от дождя, шлем, перчатки и очки.
  • 3.  Аптечка.
    Аптечка с самыми важными препаратами, средствами от насекомых и для обработки ран.
  • 4.  Средства личной гигиены.
    Средства для личной гигиены.
  • 5.  Ремонтный набор.
    Ремонтный набор для устранения самых распространённых неисправностей велосипеда.
  • 6.  Палатка.
    Палатка, если ночёвки будут происходить на природе, а не в отелях. В данном случае также обязательно требуется спальный мешок.
  • 7.  Походная горелка.
    Походная горелка для приготовления горячих напитков и еды.
Советы для велотуристов
Для приготовления пищи, необходимо взять:
  • 1. Крупы и макароны.
  • 2.  Консервы из мяса и/или рыбы. 
  • 3.  Конфеты, печенье, сухофрукты и прочие сладости. Сладкое позволяет быстро восстановить силы.
  • 4.  Соль, сахар, и любимые специи.
  • 5.  Чай и/или кофе.
  • 6.  Пакетированные супы, лапша, кубики бульона и прочие блюда быстрого приготовления. Есть специальные сублимированные блюда для походов, представляющие собой практически домашнюю еду, которую достаточно разогреть.

  • 7.  Обязательно нужно брать чистую воду. Её запас следует пополнять в населённых пунктах по маршруту, учитывая индивидуальную потребность и расстояние до следующего города.




   Велотуризм – один из лучших способов путешествовать по разным странам и городам. Самая важная рекомендация, которую следует помнить путешественникам – правильная подготовка и внимательность. Грамотно подготовившись, турист сможет избежать большинства трудностей в поездке.
Made on
Tilda