Туризм как часть комплекса ГТО

Любовь к природе — признак морального здоровья в человеке.

Конфуций

   Многие люди не понимают, что человек и природа - единое целое. Человек является частью природы. Каждый из нас живет в природной среде и потребляет из неё необходимые для жизни пищу, воздух, воду, энергию.
В широком смысле природа - это весь материальный мир в многообразии его форм. В узком смысле природа - это совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания, источник ресурсов и полезных ископаемых, источник эстетической радости и пр.). Как и общество, природа также характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся система.
   Человек возник в ходе эволюции природы, существует в природе и абсолютно от нее зависит. Но в тоже время человек, в какой-то степени, существо надприродное. На определенном этапе своей эволюции, он начал преобразовывать природу и на ее базе создавать новую искусственную среду.
   Для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания и постоянно совершенствует её: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей. При этом человек отделился от естественной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Но все блага цивилизации не могут заменить то, что даёт человеку общение с природой.
   Природа - это естественная среда обитания человека. Взаимосвязь человека и природы очевидна.




Естественная среда - это часть природы, с которой непосредственно взаимодействует человек в процессе своего существования и развития.
      В начале возникновения человечества естественная среда его обитания охватывала лишь небольшую часть земной поверхности. Теперь же она включает не только всю поверхность планеты, но и ее недра, мировой океан, околоземное воздушное пространство, а также часть нашей солнечной системы.



Искусственная среда - это такая часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития общественного производства и не существует сама по себе как природа.

       Искусственная среда создана человеком. В ее состав входит вся совокупность созданных человеком жилищ, населенных пунктов и т.д.


   Чем больше благ предоставляет нам цивилизация, тем сильнее мы нуждаемся в общении с естественной природной средой для восстановления своих духовных и физических сил.
   Чистый лесной или горный воздух, солнечный свет, естественные водоёмы — к этому стремится человек, чтобы укрепить своё здоровье и отвлечься от городской суеты.
   Те, кто ходил в походы, знают, что общение с природой помогает человеку формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовать себя на их выполнение. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты.
   В то же время любое пребывание человека на природе требует подготовки.
   Живя в городе, человек привыкает пользоваться определёнными благами цивилизации. Это различные виды общественного транспорта, это тепло, электричество, вода, газ в доме, это телевизор и радио, это телефон, служащий для общения с другими людьми. Чтобы попасть в какое-либо место в городе, можно воспользоваться общественным транспортом или такси — достаточно знать название или расположение улицы и номер дома.


  В природной среде всё иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях соорудить для себя временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где вы планируете организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую помощь.
  Ни кто не застрахован от случая, когда может оказывается наедине с дикой природой. Трудно представить себе, как поведет себя человек в дали от цивилизации, например, в безлюдной местности, непроходимом лесу или тундре, океане или пустыне. В этом случае у него возникает проблема автономного существования (выживания) в природных условиях. Под термином «выживание» понимают активную деятельность человека, направленную на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.
  Получению навыков необходимых при решении проблем автономного существования, а также восстановлению сил утраченных в искусственной среде способствует активный отдых на природе.
  Основным видом активного отдыха на природе является активный туризм. К активному туризму относятся все виды туристских путешествий, которые характеризуются активным способом передвижения по маршруту, когда турист для передвижения затрачивает собственные физические усилия. К таким видам туризма относится большинство видов самодеятельного туризма. Это могут быть походы выходного дня, а также спортивные пешие, лыжные, горные, водные и велосипедные походы.


      Не секрет, что каждый человек во время отдыха стремится «выйти» на природу. Это поездки за грибами, прогулки по лесу, туристические походы, велосипедные и автобусные экскурсии, другие путешествия.
       Общение с природой может дать много положительного: это и познание нашего мира, и ощущение себя его частью, это и резервы для оздоровления.
   В наши дни растет популярность активного туризма (туристских походов). И не с проста туризм включен в нормы ГТО. Не смотря на ситуацию с пандемией популярность туризма среди взрослых и детей не уменьшается.
   Школьный туризм очень популярен в наши дни, поскольку служит проверкой личных качеств каждого учащегося, формирует экологические знания и одновременно является прекрасным отдыхом.Входя в российскую систему физического воспитания, туризм успешно решает воспитательные, оздоровительные и познавательные задачи, воспитывает чувство патриотизма.

Туризм – это  активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. 

По определению принятому Организацией Объединённых Наций (ООН) в 1954 году. 


    Несомненно любопытные представители рода человеческого отправлялись в путешествия ещё с незапамятных времен.
    Первым туристом, чьё существование и деятельность неоспоримы, является "отец истории", древнегреческий учёный Геродот (около 484 г. - 425 г. до н. э.), описавший свои многочисленные путешествия в девяти книгах. Одна из его книг посвящена описанию путешествия по Древнему Египту.
     Соотечественники Геродота также много путешествовали по своей стране (на Олимпийские игры в древнюю Олимпию, для осмотра знаменитых святилищ, на лечение к известным врачам, например Гиппократу).
  Первые любительские туристские организации появились во второй половине XIX в. в ряде европейских стран. Разрабатывались первые туристские маршруты, занятия туризмом научно обосновывались как средства для физической подготовки и оздоровления организма, воспитания молодого поколения.
  Термин туризм впервые появился в английской популярной литературе начала позапрошлого века. Он обозначал буквально путешествие (однодневное или многодневное), которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия.
   В конце XIX в. в нашей стране образуется Российское общество туристов, деятельность которого заключалось в основном в организации путешествий с целью развлечения и отдыха.


  В наши дни туризм очень популярен среди детей и подростков, а туристский поход является испытанием (тестом) нескольких ступеней Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне (ГТО).
  Туризм - прекрасное средство формирования личности учащегося, а вместе со спортивным туризмом и средство закрепления его спортивных навыков. С помощью туризма укрепляется дружба с товарищами, происходит обучение оказанию взаимопомощи друг другу, формируется самостоятельность и дисциплинированность.Отправляясь в поход дети узнают первозданную красоту природы, расширяют свой кругозор и духовно обогащаются. Оказывает положительное влияние на организм школьника. 
    Туристские походы познавательно-оздоровительной направленности в наше время широко используются общеобразовательными организациями для расширения и углубления знаний учащихся, формирования их мировоззрения оздоровления.
     Являясь составной частью российской системы физического воспитания, туризм входит во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне", который представляет собой полноценную программную и нормативную основу физического воспитания населения страны.
    Вступивший в силу с 1 сентября 2014 года новый Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) направлен в первую очередь на повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и на обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания. Цель комплекса ГТО - развитие массового спорта, в том числе туризма и оздоровление нации.


     Туристские походы с проверкой туристских навыков включены в раздел "Испытания (тесты) по выбору" III, IV и V ступеней комплекса ГТО (возрастные группы от 11 до 17 лет).
Так, для учащихся 5-6 классов (III ступень, возрастная группа от 11 до 12 лет) в разделе "Испытания (тесты) по выбору" предусмотрено участие в однодневном походе по маршруту протяженностью не менее 5 км.

Источники:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й класс; учебник для общеобразовательных организаций/Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В.Маслов; под ред. С.Н.Егорова - Москва: Просвещение, 2021;
  2. Источник фотографии: фото автора и Яндекс. Картинки.
Made on
Tilda