Модуль "Безопасность в социуме"

Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение в группе.

Материал к уроку ОБЗР. 11 класс. Урок 15
«Единственное средство умственного общения есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия»

Лев Николаевич Толстой 
(28 августа (9 сентября) 1828, - 7 (20) ноября 1910)
Русский писатель, мыслитель, публицист и общественный деятель.

Что такое общение?


Общение - процесс необходимый для реализации деятельности и установления контактов с другими людьми и группами, развития своих личностных особенностей, свойств характера и способностей.


В ходе общения устанавливаются определённые отношения между людьми и разными группами, происходит обмен информацией, опытом, эмоциями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.


Общение может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей.


Выделяются разные виды общения: непосредственное и опосредованное, межличностное и ролевое, межгрупповое, массовое и т. д.

Непосредственное общение
Непосредственное общение – живое общение с одним или несколькими людьми с помощью вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика) средств.
В условиях такого общения важно не только то, что мы говорим, но и то, как мы это говорим. В непосредственном общении всегда присутствует обратная связь — это реакция на полученное сообщение. Она указывает человеку, передавшему сообщение (коммуникатору), как оно было понято другим человеком (реципиентом). Обратная связь может быть выражена словами или невербально.
Опосредованное общение
Опосредованное общение - контакт людей с использованием различных технических устройств и средств коммуникаций, например общение в Интернете, которое стало неотъемлемой частью нашей жизни.
Используя опосредованное общение, предоставляется возможность расширить круг общения, передавать информацию на большие расстояния и большому количеству людей, но при этом практически отсутствует эмоциональная составляющая, способная лучше понять и «прочувствовать» собеседника.
В жизни каждого человека должны присутствовать оба вида общения — одно не может заменить другое.
Межличностное общение
Межличностное общение - взаимодействие между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами.
Ролевое общение
Ролевое общение - общение людей как носителей определённых социальных ролей (учитель - ученик, родитель – ребёнок, подчинённый – начальник, врач - пациент).

ОБЖзнайкин напоминает


Межличностное общение более эмоциональное, участники имеют больше свободы в общении (конечно, в рамках приличий).


Ролевое общение предполагает более жёсткое соблюдение регламента, направленно на решение определённой задачи.

Общение с другими людьми выполняет ряд очень важных функций как для самого человека, так и для общества в целом:

- общение выступает как важнейшее условие формирования и развития психических функций человека, к которым относятся внимание, память, мышление и речь;


- в процессе общения человек получает возможность познать самого себя, узнать о себе то, что думают о нём и каким представляют его другие люди;


- в общении люди формируют и проявляют свои личностные качества, происходит развитие личности;


- устанавливаются и поддерживаются межличностные отношения;


- общение является основанием для объединения людей в группы в процессе выполнения ими общей деятельности.

В ходе общения вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия: умение учитывать требования коллектива и в то же время отстаивать свои права; соотносить личные интересы с общественными; умение заслужить признание других, сохраняя уважение к себе; занять определённый статус в группе; вырабатывать необходимые коммуникативные качества, которые помогут в будущем выстроить эффективное общение с другими людьми. Эффективное общение базируется на нашей коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность - владение коммуникативными навыками, умение вести себя адекватно ситуации, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах.

Чтобы проявить коммуникативную компетентность, надо соблюдать несколько условий: проявлять эмпатию и уважение к собеседнику, стараться понять другого человека и увидеть его положительные качества, учитывать его ощущения и предпочтения, уметь слушать, а иногда и уметь сказать «нет», давать конструктивную критику, когда это необходимо.

Эмпатия - способность почувствовать, что переживает другой человек; понимание эмоций партнёра по общению, сочувствие и сопереживание другому человеку.

Чтобы эффективно проявлять эмпатию к собеседнику, надо: отнестись к нему с уважением; сосредоточиться на понимании того, что он говорит; использовать невербальные сигналы, которые он подаёт, для выяснения его эмоционального состояния; попытаться представить себе, чтобы вы сами почувствовали в аналогичных обстоятельствах; проявить сочувствие и понимание.

Уважение к собеседнику проявляется в стремлении понять его точку зрения, даже если она отличается от вашей.

Понимание — это точная расшифровка значения сообщения, которое передаёт нам собеседник. Более полное понимание того, что хотел сказать человек, требует активного слушания.

Умение слушать заключается в нескольких правилах: 

  • быть внимательным к важной информации;
  • слушать объективно, вне зависимости от своего эмоционального настроя;
  • не давать мгновенных оценок услышанному;
  • учитывать ситуацию общения;
  • распознавать правильное значение сказанного;
  • обращать внимание на цель и ключевые пункты высказывания собеседника;
  • задавать продуманные вопросы;
  • распознавать значение невербальных сигналов; разделять приведённые факты и личные оценки собеседника;
  • анализировать умозаключения собеседника.

Важный момент, связанный с проявлением компетентности в общении, — это умение выделить в другом человеке положительные черты его характера, значимые достижения и поступки. Нужно уметь ценить людей и радоваться их заслугам. Однако надо помнить, что похвала отличается от лести. Когда мы льстим кому то, мы используем неискренние комплименты, зачастую чтобы добиться расположения этого человека. Искреннее же восхищение мы выражаем именно в похвале, и, видя, что человеку это приятно, сами начинаем испытывать положительные эмоции.


При необходимости нужно уметь высказать конструктивную критику, чтобы, с одной стороны, отметить недостатки, а с другой - не обидеть собеседника.

Применение конструктивной критики предполагает выполнение следующих шагов: 

  • спросите разрешения, прежде чем критиковать;
  • начните критику с похвалы;
  • подробно опишите, в чём суть замечаний, и приведите примеры;
  • комментируйте действия человека, а не его личностные особенности;
  • необходимо давать такие рекомендации, которые привели бы к позитивным изменениям;
  • закончите критику на позитивной ноте.

Наряду с умением слушать собеседника и конструктивно критиковать важным навыком является умение сказать «нет».

Если вам сложно отказывать, то можно использовать разные варианты «мягкого» отказа: 

  • дайте положительную оценку тому, что делает человек, а потом объясните причину своего отказа;
  • если есть такая возможность, предложите другой вариант помощи или компромиссное решение;
  • возьмите отсрочку.

Эффективное общение предполагает выстраивание дружеских взаимоотношений, создание атмосферы доверия и взаимопонимания.

Неэффективным общение будет тогда, когда люди ведут себя агрессивно, когда для достижения своей цели они позволяют себе нападки на окружающих, не принимая во внимание ситуацию и не считаясь с чувствами или правами других. Оно характеризуется созданием враждебных взаимоотношений, атмосферы недоверия и непонимания.


Общение является необходимым условием формирования и существования социальных групп. Каждый человек на протяжении всей своей жизни включается в деятельность самых разных групп. Группа представляет собой самостоятельное целостное образование со своими характеристиками, обладает собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.

Группа — это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной деятельностью или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определённым образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Малая социальная группа (семья, группа студентов) -небольшая по составу группа, члены которой выполняют определённую совместную деятельность, направленную на достижение общей цели, находятся в непосредственном личном общении, что является основой для развития межличностных отношений в группе.

Большая группа - многочисленная социальная группа (этническая, профессиональная, гендерная, возрастная), сложившаяся в ходе исторического развития общества, члены которой не находятся в непосредственном контакте друг с другом.


Кроме численности, большие и малые группы различаются тем, что они по-разному могут оказывать влияние на человека. Большие группы регулируют социальное поведение людей с помощью традиций, ритуалов, ценностей, а малые - групповых норм.

Групповые нормы — это определённые правила, выработанные группой, принятые её большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы.

Ещё одно отличие больших и малых групп состоит в том, что непосредственное общение людей может осуществляться только в малых группах.

Чтобы наладить взаимоотношения с группой, стать её частью, нужно проявлять согласие с существующими в ней нормами. В свою очередь, сама группа для обеспечения соблюдения этих норм вырабатывает определённую систему санкций, ориентированных на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам (бойкот, изоляция, нежелание общаться).

Принятие групповых норм под давлением группы называется конформизмом, но сразу надо оговориться, что не всегда проявление конформизма является положительным моментом для самого человека, в частности, когда он вынужден принимать нормы той группы (например, новой компании «друзей»), в которой они могут противоречить не только его собственным принципам, но и общим социально одобряемым нормам и ценностям.

Помимо существующих в группе норм, общение в группе может зависеть и от такой характеристики, как уровень сплочённости группы.

Сплочённость определяется: общей направленностью групповых целей и ценностей, которые должны отвечать потребностям членов группы; удовлетворённостью членством в группе; мотивационными факторами; эмоциональными отношениями членов группы; сходством членов группы между собой в интересах, жизненных ценностях, близостью взглядов и социальных ориентиров членов группы.

Высокий уровень сплочённости существует тогда, когда люди в группе тесно и активно взаимодействуют друг с другом, разделяют ответственность за происходящее в ней, в равной степени отвечают за свои поступки, разделяют общие социальные ценности и делают всё возможное для успешного достижения общих целей — такая группа может быть названа коллективом.

Кроме межличностного общения и общения в группе, можно выделить и межгрупповое общение, причём это может быть общение как между большими группами, так и малыми.

Общение с другими группами часто выстраивается на основе наших ложных стереотипов и предрассудков.

Стереотип - обобщённая характеристика представителей различных групп, которая существует в нашем сознании.

Предрассудок - явная негативная оценка представителей некой группы.

Стереотипы и предрассудки тесно связаны между собой: чем более негативными являются стереотипы человека по отношению к группе, тем сильнее и предрассудки по отношению к ней.

Восприятие членов других групп, а главное, общение с ними во многом зависят от того, какой тип взаимодействия преобладает в данный момент в отношениях групп. Так, если группы вступают в конкурентные отношения, то общение, скорее всего, будет носить конфликтный характер. Если же группы кооперируются для осуществления общей совместной деятельности и достижения общей для них цели, общение будет носить дружеский характер, группы будут поддерживать и помогать друг другу.

СИТУАЦИОННАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Ситуация: в группе учащиеся обсуждают совместное задание, но двое постоянно перебивают друг друга и спор перерастает в раздражение.


Опасность: ухудшение атмосферы, снижение эффективности общей работы.


Алгоритм: предложить установить правило «говорить по очереди»; дать каждому возможность высказать мнение; уточнить, в чём именно разногласие; найти общее решение.


Нельзя: перебивать, повышать голос, переходить на личные замечания, игнорировать предложения других.


ОБЖзнайкин

подводит итог

Общение играет ключевую роль в жизни каждого человека, способствуя установлению контактов, обмену информацией и развитию социальных навыков. Взаимодействие с другими людьми может происходить как на индивидуальном, так и на групповом уровне, и каждый из этих видов общения имеет свои уникальные черты и преимущества. Осознание этих особенностей позволяет значительно улучшить качество коммуникации и добиться более продуктивного взаимодействия через общение.

Проверь полученные знания
Как Ты усвоил тему?
Тест для проверки теоретических знаний
Начать тест
Процесс необходимый для реализации деятельности и установления контактов с другими людьми и группами, развития своих личностных особенностей, свойств характера и способностей, называется?
.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Живое общение с одним или несколькими людьми с помощью вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика) средств, называют?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ролевое общение - общение людей как носителей определённых социальных ролей. Укажите вариант не являющийся примером ролевого общения.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какое общение предполагает более жёсткое соблюдение регламента, направленно на решение определённой задачи?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Укажите из предложенных два правильных и важных правила умение слушать.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Плохо
Надо еще раз изучить материал
Пройти ещё раз
Ещё не готов к новому уроку
Надо еще раз изучить материал
Пройти ещё раз
Слабо
Надо ещё раз изучить материал
Пройти ещё раз
Уже более уверенный результат
Пройти ещё раз
Отлично!
Ты молодец!
Пройти ещё раз

Источники:


  1. Мультиурок - проект для учителей / Петрова Оксана Викторовна. Безопасность в социуме. — - URL: https://multiurok.ru/files/bezopasnost-v-sotsiume-1.html (дата обращения: 8.12.2025);
  2. Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей / Цуккиев Кирилл Владиславович. Конспект урока ОБЗР для 11 класса - "Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение в группе". - URL: https://infourok.ru/magazin-materialov/konspekt-uroka-obzr-dlya-11-klassa-obshenie-v-zhizni-cheloveka-mezhlichnostnoe-obshenie-obshenie-v-gruppe-993812?ysclid=mjg8zaf81y56862838 (дата обращения: 8.12.2025);
  3. Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей / Свотин Артем Владимирович. Конспект урока ОБЗР для 11 класса - "Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение в группе". - URL: https://infourok.ru/magazin-materialov/konspekt-uroka-obzr-dlya-11-klassa-obshenie-v-zhizni-cheloveka-mezhlichnostnoe-obshenie-obshenie-v-gruppe-993812?ysclid=mjg8zaf81y56862838 (дата обращения: 8.12.2025);
  4. Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)»: Учебное пособие для студентов колледжей. // Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008;
  5. Источники изображений: Яндекс. Картинки, фото и коллажи-рисунки автора.
Made on
Tilda